Новое положение об аттестации педагогических работников разработано в Беларуси.
Обо всех нюансах нового порядка ее проведения нашему корреспонденту рассказала главный специалист отдела образования райисполкома И. А. РОМАНОВА.
— Ирина Анатольевна, какова цель введения новых правил аттестации педагогов?
— «Новые меры направлены, в первую очередь, на повышение качества труда учителей, на их ответственность за свой труд. Кроме того, это меры, влияющие на социальную защищенность педагогического состава», — сказал заместитель министра образования Казимир Фарино. По его словам, новая Инструкция о порядке проведения аттестации направлена на создание условий для развития инициативы творчески работающих педагогических кадров, повышение престижа учительской профессии, распространение педагогического опыта среди молодежи посредством укрепления связи педагогической науки с практикой.
— Что изменится для большинства педагогов после введения нового порядка аттестации?
— Учителям, имеющим высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист», необходимо будет проходить обязательную аттестацию на подтверждение этих категорий один раз в пять лет. Обязательная аттестация проводится в форме квалификационного экзамена и аттестационного собеседования;
— исключен пункт, по которому разрешалось освобождаться от обязательной сдачи квалификационного экзамена педагогическим работникам, имеющим стаж работы на соответствующей должности 10 и более лет со дня присвоения первой категории;
— в соответствии с п. 17 Инструкции педагогические работники, выразившие желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории (и на высшую также), подают письменное заявление в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года (ранее на высшую – до 10 октября, на вторую и первую – до 25 марта);
— при аттестации педагогических работников в стаж работы не входит период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п.19);
— расширен перечень должностей педагогических работников, которые могут претендовать на присвоение той же квалификационной категории, присвоенной им ранее в другой должности, независимо от стажа работы по занимаемой должности (п.20).
— Расскажите более подробно, каким требованиям должен соответствовать педагог, пожелавший получить категорию «учитель-методист»?
— Педагогический работник должен иметь образование, соответствующее квалификационным требованиям, наличие стажа работы в высшей категории 3 года, усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством и, самое главное — наличие авторской методики преподавания учебного предмета или личного опыта, который обобщен и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.
— Как будет проходить аттестация на присвоение первой и второй категории?
– Также как и раньше: аттестуемый подает заявление в аттестационную комиссию, готовит аттестационные материалы и, за два месяца со дня подачи заявления, сдает их в аттестационную комиссию и аттестуется в соответствии с графиком аттестации. Аттестация проходит в форме аттестационного собеседования.
— Ирина Анатольевна, теперь педагога могут и лишить, например, второй категории?
– Нет, если работник работает продуктивно, повышает свой образовательный уровень, добивается определенных результатов в работе, то никто его не сможет лишить полученной категории. Но по инициативе руководителя учреждения образования может проводиться обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории по отношению к педагогическим работникам, которые снизили уровень своего труда, и деятельность которых не соответствует установленным требованиям или которые имеют перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, которые имеют детей в возрасте до пяти лет (п.5).
— Может ли педагог опротестовать решение аттестационной комиссии?
– Да, может. При нарушении процедуры аттестации педагогический работник в десятидневный срок может обратиться с заявлением в аттестационную комиссию отдела образования, при несогласии с решением аттестационной комиссии отдела образования – в комиссию управления образования (п.54).
— Изменится ли размер доплат за наличие квалификационных категорий?
– Мы надеемся, что разница в оплате труда учителей-предметников, имеющих разные квалификационные категории, значительно увеличится
Беседовала
Нина ПОДОЛЬСКАЯ.

16 КОММЕНТАРИИ

  1. Отвечает заведующая учебно-методическим кабинетом районного отдела образования Валентина Николаевна ЖУРАВЛЁВА:
    — Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проходит в Гомельском институте развития образования. Накануне экзамена готовится папка из опыта работы, которая должна соответствовать требованиям Методических рекомендаций, утверждённых 17.12.2012 года. Во время экзамена учителю необходимо подготовить и защитить урок или занятие по теме, предложенной комиссией, и ответить на заданные вопросы. На подготовку урока или занятия даётся два часа. В это время члены комиссии знакомятся с опытом работы педагога.
    Если учитель сдал квалификационный экзамен, он получает выписку, которая предоставляется в учреждение образования. После экзамена в учреждении образования идёт изучение деятельности педагога, которому необходимо провести два открытых урока и мероприятие или два мероприятия и открытый урок. После чего аттестационная комиссия учреждения образования принимает решение о подтверждении высшей квалификационной категории.

  2. Скажите,пожалуйста,имею ли я право подать заявление на 1 категорию,если с момента присвоения мне 2 категории уже прошло три года,но был перерыв в работе более 2-ух лет(два подряд отпуска по уходу за детьми)

    • Здравствуйте.скажите имею ли я право подавать на первую категорию,( учитель в муз.школе)если в одной школе работала 4года,имею награды,потом год не работала,сейчас работаю в другой школе завоевала дипломы 1 и 3 степени,лауреат 2 степени междунар.конкурса

  3. При преподавании информатики я разрабатываю программные комплексы по всем темам курса информатики. В комплексы включены как теоретический, так и практический материал, тренажеры, правильность выполнения которых контролирует компьютер. Некоторые разработки размещаю на сайте videouroki.net Отобразить это на бумажном носителе — проблематично и громоздко. Это все можно показать только на компьютере. Как быть при квалификационным экзамене на подтверждение высшей квалификационной категории? Можно ли будет все свои разработки продемонстрировать комиссии?

  4. Отвечает заведующая учебно-методическим кабинетом отдела образования Валентина Николаевна ЖУРАВЛЁВА:
    — На основании п.19 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 года №101, в стаж работы, который определён в ч.1 данного пункта, не учитывается период нахождения педагогического работника в социальном отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет. Так как стажа работы у вас недостаточно, то вы в настоящее время не можете претендовать на присвоение первой квалификационной категории.
    — Да, можно, только нужно заранее согласовать с учебно-методическим кабинетом отдела образования. Тогда в Гомельском институте развития образования на квалификационном экзамене на подтверждение высшей квалификационной категории можно будет предоставить свои разработки с презентацией опыта работы.

  5. Можете ли вы мне помочь в моем вопросе: я учитель II квалификационной категории, на которую была аттестована в декабре 2007 года. В момент действия моей категории я находилась в декретном отпуске, поменяла место работы в связи с переездом на новое место жительство. Выйдя на новую работу в своей должности, срок моей аттестации подходил к концу: вышла 1 сентября 2012 года, а аттестация действительна до 28 декабря 2012 года, в УПР обр. сказали, что я не имею право подать заявление на I квалификационную категорию, а могу пройти только соответствие. Так я проработала 1 год, соответствие пока не проходила. Подскажите, пожалуйста, может я имею право просто подать на аттестацию. Спасибо

  6. Помогите, пожалуйста, разобраться в данной ситуации: я отработала в колледже преподавателем спецдисциплин 3 года,но педобразования не имею. Написала заявление еще год назад для присвоения второй категории, подготовила необходимые документы, проводила открытые мероприятия, курировала группу, разработала и сдала в печать типовую программу по спецдисциплине, но на заседание комиссии, которая проходила не так давно меня не пригласили, объяснив тем, что я не могу претендовать на категорию из-за отсутствия педобразования. Могу ли я получить вторую категорию? Спасибо!

  7. ответьте на вопрос: работаю воспитателем в детском саду, имею вторую квалификационную категорию учителя, образование среднее специальное, учитель начальных классов.Могу ли я претендовать на вторую категорию воспитателя независимо от стажа по новой инструкции по аттестации

    • Отвечает заведующая учебно-методическим кабинетом отдела образования, спорта и туризма райисполкома Валентина ЖУРАВЛЁВА:
      — Согласно п.20 Инструкции об аттестации вы имеете право претендовать на ту же квалификационную категорию, которая была присвоена ранее без учёта стажа работы.

  8. Добрый день. Подскажите пожалуйста. Я учитель школы искусств. Имею 2 категорию. После её получения прошло 2.5 года. Могу ли я получить первую категорию ранее 3 лет? Если мы вместе с моими учениками, на протяжении этого времени, завоевали кучу дипломов и лауреантских званий на международных и республиканских конкурсах. И если можно ссылку на эти законы.

  9. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, через сколько лет теряется квалификация учителя по диплому? Насколько я помню вроде через 5 лет. Дело в том, что я окончил ВУЗ в 2004 году, специальность учитель географии-биологии, так же имею степень магистра естественно-научного образования, но ни дня не проработал по специальности, а сейчас возникло желание пойти работать по своей специальности в школу. Какие трудности меня ожидают при устройстве на работу? Я так понимаю, нужно будет проходить переаттестацию?

Ответить

Войти с помощью: