коваль, образование, лельчицы, приёмные, семья

Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка жить и воспитываться в семье. Государство прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить маленького человека в биологической семье и предотвратить его передачу в государственное учреждение. В республике развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из них является приемная семья. Именно на эту важную тему сегодня интервью с методистом учебно-методического кабинета органа опеки и попечительства районного отдела образования райисполкома Инной КОВАЛЬ.

коваль, образование, лельчицы, приёмные, семья

— Инна Николаевна, сколько приёмных семей у нас в районе?

— На сегодняшний день — 27, в которых воспитывается 51 ребенок. Дети очень сильно меняются, оказавшись в нормальной семейной обстановке. Даже внешне становятся похожими на своих приёмных воспитателей, привязываются к приёмной семье и считают её своей. Они догоняют в физическом и интеллектуальном плане своих ровесников и внешне ничем не отличаются от них, большинство из них хорошо учатся в общеобразовательных школах.

—  Кто и каким образом имеет право стать приёмными родителями?

— Гражданин, принявший ребенка в свою семью, становится приемным родителем или усыновителем. Приемный родитель – это работник отдела образования. Все чаще приходится говорить о том, что приемный родитель-воспитатель — профессия востребованная. И, как всякая профессия, она предполагает заключение трудового договора на выполнение работы (воспитание ребенка).

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приёмную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребёнка в приёмной семье. Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск.

Не каждая семья способна взять на воспитание приёмного ребёнка, так как это сопряжено с большим количеством трудностей. Это предъявляет к приёмной семье определённые требования, которые и выступают критериями её подбора.

— Детям, потерявшим семью, очень трудно довериться новым родителям. Как проходит процесс адаптации ребёнка к новым условиям проживания?

— Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой приёмной семье. Иногда даже провоцируют приёмных воспитателей на разрыв отношений, демонстрируя своим поведением двойственность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили на своём опыте. Они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них тёплые чувства. Проверяют, до каких пределов могут дойти в своём плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых. Потому что на личном опыте знают, как взрослые могут злоупотреблять той властью, которую им даёт привязанность и уязвимость ребёнка. Кроме того, вспышки негативного поведения могут быть частью процесса реагирования на утрату кровной семьи. Неизбежное в этом случае чередование гнева, подавленности и чувства вины у ребёнка становятся дополнительной нагрузкой для приёмных воспитателей — и препятствием, затрудняющим формирование новой привязанности. Для ребёнка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в приёмную семью. Помощь семье и ребёнку в период взаимной адаптации — необходимая составляющая. Целенаправленная помощь требуется всем детям, лишившимся семьи. Однако максимальный эффект достигается только на фоне реальных жизненных изменений к лучшему: новый опыт отношения к самому себе усваивается ребёнком через отношение к нему в новой семье.

— В республике строятся детские дома семейного типа. А как обстоят дела у нас в районе?

— В настоящее время  начинается строительство детского дома семейного типа. Это для нашего района новая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Что же такое дом семейного типа? Детский дом семейного типа — это одна из форм определения в семью детей, оставшихся без родителей. Имеет статус учреждения образования и пользуется юридическими правами. Может быть создан в форме отдельной семьи,  где на полном государственном  обеспечении воспитываются не менее 5 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее количество детей в детском доме, как правило, не превышает 10 человек с учетом родных детей родителей – воспитателей. Может создаваться семьями жителей Беларуси, в том числе кровными родственниками детей, помимо отца и матери. Возможны варианты создания детского дома одинокими женщинами, которые решили посвятить свою жизнь воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

— Куда можно обращаться тем, кто хочет взять на воспитание ребёнка, обделённого родительской лаской и заботой?

— Родительство, пожалуй, – самая серьезная и глубокая ответственность, которую когда-нибудь принимает на себя человек. Работа, дружба, здоровье могут прийти  и уйти, но роль как родителя продолжается столько, сколько мы живём. Если есть люди, которым небезразлична судьба детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и они хотите помочь ребенку обрести семью,  в отделе образования, спорта и туризма райисполкома проводится отбор кандидатов родителей-воспитателей. Дополнительную информацию можно получить в Лельчицах, по ул. Советская ,42 (каб. 317) или  по телефону 5-01-63.

Беседовала Светлана ЛИПСКАЯ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: