лельчицы, ровд, тарасовец

16 апреля текущего года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года №122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Основные положения нового законодательного документа комментирует начальник отделения охраны общественного порядка и профилактики Лельчицкого РОВД капитан милиции Виталий ТАРАСОВЕЦ:

лельчицы, ровд, тарасовец

— За период действия аналогичного Закона, изданного в ноябре 2008 года, к профилактической деятельности были привлечены как правоохранительные органы, так и общественность, образованы Советы пунктов охраны правопорядка. Но пятилетняя практика применения данного Закона показала, что он нуждался в корректировке, так как ряд норм потеряли свою актуальность, и появилась необходимость введения новых нормативных предписаний.

— Виталий Григорьевич, расскажите о наиболее важных нововведениях, внесённых в Закон.

— В новом Законе расширен круг субъектов профилактической деятельности, куда дополнительно вошли учреждения социального обслуживания, Государственная инспекция по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, общественные объединения и другие организации. Расширены и меры общей профилактики правонарушений. Предусмотрена, например, обязательная ежегодная разработка и утверждение местными органами власти региональных комплексных программ по профилактике правонарушений. Наряду с представлениями отдельные субъекты профилактической деятельности теперь вправе вносить предписания о немедленном устранении нарушений законодательства. В нормах Закона более подробно регламентирован порядок проведения индивидуальных мер профилактики – профилактических бесед, вынесения официальных предупреждений и ведения профилактических учётов. Уменьшилось с 9 до 4 количество оснований для постановки нарушителей на профилактический учёт. Введена совершенно новая мера индивидуальной профилактики – защитное предписание, которое представляет собой установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определённых действий. Ему запрещается предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина, пострадавшего от насилия в семье; посещать места нахождения гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин временно находится вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание; общаться с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, в том числе по телефону или с использованием Интернета.

— К чему обязывает семейного дебошира защитное предписание и какие его действия оно ограничивает?

— Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина, пострадавшего от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть их общее жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью на срок от 3 до 30 суток. При отсутствии письменного согласия гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин находится в зависимом положении либо по иным причинам не способен самостоятельно защитить свои права и законные интересы, указанные обязанности и запрет применяются с согласия прокурора.

— Кем и в отношении кого выносится защитное предписание?

— Защитное предписание выносится начальником органа внутренних дел. У нас —начальником РОВД. Делается это в отношении граждан, которые совершили умышленное причинение лёгких телесных повреждений или иные насильственные действия, оскорбление или мелкое хулиганство в отношении членов своей семьи либо были освобождены на законных основаниях от уголовной ответственности за преступления против личности, совершённые по отношению к члену семьи, после вынесенного в отношении них официального предупреждения.

— Может ли гражданин обжаловать те или иные действия должностных лиц против себя?

— Да, новым правовым актом предусмотрен и установлен порядок обжалования действий (или бездействий) должностных лиц субъектов профилактики. Так, в соответствии со статьёй 34 Закона граждане, считающие, что их права, свободы и законные интересы ущемлены действиями субъектов профилактики правонарушений, их должностными лицами, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий государственный орган (или вышестоящему должностному лицу). После этого гражданин также может обратиться к прокурору или в суд.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере профилактики правонарушений и координация деятельности субъектов профилактики осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчинёнными ему прокурорами.

Игорь ЖОГЛО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ответить

Войти с помощью: