обращение

В Республике Беларусь право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое закреплено в статье 40 Конституции Республики Беларусь.

О том, как правильно обращаться в государственные органы, мы беседуем  с заведующим сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Светланой ВОРОНОВИЧ. 

обращение

— Светлана Анатольевна, какой  порядок подачи обращений?

— Согласно п.1 ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме. Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, либо в ходе личного приема.

— В какую инстанцию необходимо обратиться, чтобы решение по волнующему вопросу было оперативно принято, либо даны соответствующие разъяснения?

— Согласно п.2 ст.10 Закона, обращения подаются в организации, индивидуальным предпринимателям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.

Согласно п.3 ст.10 Закона, организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют либо оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Данная норма призвана обеспечить эффективное разрешение дел путем исключения посредников или «распределителей» обращений. Это позволяет более оперативно давать ответы на обращения, сокращает траты времени организаций на прием, регистрацию, рассмотрение и направление по компетенции.

Вместе с тем, в последнее время наметилась тенденция обращений граждан нашего городского поселка и района в вышестоящие государственные органы.  Только в Администрацию Президента Республики Беларусь за первое полугодие 2014 года поступило 33 обращения (2013г – 24), из них 24,2% занимают обращения, которые подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, уголовно-процессуальным законодательством (вопросы помилования, несогласия с решениями судов, правоохранительных органов). Эти обращения не могут быть рассмотрены в соответствии с Законом, для них установлен иной порядок подачи и рассмотрения.

— С какими еще вопросами обращаются граждане нашего района в Администрацию Президента Республики Беларусь?

— Обращаются с вопросами предоставления льготных выплат, в том числе гражданам, бывшим узникам лагерей, детям, погибших во время Великой Отечественной войны, по вопросам приватизации, которые были перенаправлены для рассмотрения в Лельчицкий райисполком. Ответы по ним носили разъяснительный характер, их граждане могли получить гораздо быстрее в отделе жилищно-коммунального хозяйства райисполкома.

Также обращались с вопросами трудовых взаимоотношений, незначительное количество заняли обращения граждан с вопросами образования, здравоохранения, землепользования, связи и др. Данные обращения также перенаправлены для рассмотрения в соответствующие органы и организации.

— Как вы считаете, почему граждане предпочитают обращаться  в вышестоящие органы?

— Объективными причинами, порождающими обращения не по компетенции, является результатом особенностей менталитета нашего населения. Значительная часть населения стремится подать свое обращение как можно выше в надежде, что там, наверху, разберутся в проблеме по существу и обязательно примут нужное решение. Отсюда массовая практика подачи обращений в вышестоящие органы, в том числе и по малозначительным вопросам.

С учетом вышеназванных норм хочу разъяснить, что обращения граждан должны в первую очередь подаваться в организации, к компетенции которых непосредственно относится решение вопросов, изложенных в обращениях, то есть к непосредственному исполнителю. Например: оказание жилищно-коммунальных услуг (нет воды, холодно в квартире, течет кровля и т.п.) — КПУП «Лельком»; состояние дорог (подсыпка, ремонт, асфальтирование и т.п.) — ДРСУ-153; вопросы, относящиеся к деятельности исполнительной власти (принятие определенных решений, выдача разрешений, осуществление административных процедур (улучшение жилищных условий, льготное кредитование строительства жилья и т.п.) — сельские исполнительные комитеты, а также Лельчицкий райисполком, в зависимости от места жительства гражданина. Собственно Указ Президента Республики Беларусь от 5 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» закрепляет порядок первоочерёдного рассмотрения обращений непосредственно на местах.

— А если граждане все-таки не удовлетворены решением вопроса?

— После рассмотрения обращения в первой инстанции, и в случае неудовлетворения полученным ответом, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящую инстанцию, которая вправе при установлении нарушений при рассмотрении обращения принять соответствующие меры к должностному лицу, рассмотревшему обращение,  в том числе дисциплинарного или административного воздействия, в соответствии с законодательством об обращениях граждан.

— В какой инстанции могут быть обжалованы решения, принятые по обращениям граждан в Лельчицком райисполкоме, сельисполкомах, а такжек примеру в КПУП «Лельком»,  куда, как правило, поступает значительное количество обращений граждан?

— Решения, принятые по результатам рассмотрения обращений граждан в сельисполкомах Лельчицкого района могут быть обжалованы в Лельчицком райисполкоме, Лельчицкого райисполкома — в управлениях и отделах Гомельского облисполкома согласно компетенции вопросов, КПУП «Лельком» — в государственном объединении «Жилищно-коммунальное хозяйство Гомельской области» и так далее. Решение вышестоящей организации может быть обжаловано в суде.

Ирина САКОВЕЦ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: