стиляги, молодёжь

2015 год  в Республике Беларусь объявлен Годом молодежи. И это не случайно. Ведь именно от молодежи зависит наше будущее.

Все мы играем в жизни какие-то роли: детей и родителей, учителей и учеников, любителей компьютерных игр и фанатов спортивных клубов. Все мы разные. Не только внешне отличаемся друг от друга, но у каждого свой внутренний мир, который и определяет жизнь человека, его поведение, успехи и неудачи. Да! Ведь главное — это когда тебя понимают. Поэтому люди и объединяются в группы по интересам — и дети, и подростки, и молодежь, и взрослые, и даже убеленные сединами старики.

И сегодня, я думаю, актуально будет рассказать о молодежных субкультурах.

Субкультура — это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе.

Проявление молодежных субкультур в целом бесспорно связано с характером протеста. Протеста  политике, изменениям в окружающей среде или же  обществу в целом, — каждый решает сам. Слоганом к действию служит фраза «Жизнь коротка. Лови момент».

До начала 50-х еще и не было понятий «молодежная культура», не было никаких ценностей, принадлежащих той или иной субкультуре, как не было и «ярлыков», присваиваемых ныне тому или иному человеку, отличающемуся по внешнему виду или музыкальным предпочтениям по первому впечатлению.

В начале 50-х годов стали возникать различные молодежные течения, которые оказали огромное влияние (как положительное, так и отрицательное) на подрастающее поколение.

Стиля́ги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.

стиляги, молодёжь

На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали клинья, обсуждали на студенческих и комсомольских собраниях. Непокорных отчисляли из ВУЗов,  исключали из комсомола.

Хи́ппи — молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей.

хиппи, молодёжь

Основным принципом субкультуры являлось ненасилие. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики, жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией,  восточной мистикой и религиями, главным образом буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Увлекались  рок-оперой.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах.

Первые панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов.

панки, молодёжь

Так называли себя люди, проживавшие в бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили «индейский самогон» — хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения — драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был «черный джаз», исполнявшийся неграми. В основе идеологии — анархия и полное отрицание государства и общества.

На основе панк — музыки образовались другие направления: готы, металлисты, эмо.

Байкеры (англ. biker, «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.

байкер, молодёжь

Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу.

Байкеры объединяются в клубы, которые в подавляющем большинстве случаев, носят мирный характер.

Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку. Символом байкеров является череп. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров — защита от смерти.

Философия байкерства — это гимн мужественности и братству. Байкеры — в основном металлисты. Соответственна и музыка.

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, широкий размах получил рэп  (от англ. rap — легкий удар, стук). Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Среди молодежи этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью в хип-хоп культуру.

Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. д.

Аниме – это, прежде всего, название анимационных картин, которые производятся в Японии. Их зрителями стали подростки в возрасте 12-15 лет, то есть в том возрасте, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, а воображение яркое и богатое. Так и появилась субкультура аниме (или, как их еще называют, анимешников). Они пытаются воссоздать в реальной жизни то, что увидели на экране. В число этих способов входит рисование и  сочинение текстов. Рисование исполняется в японском стиле манга, что переводится на русский как «легкий набросок», часто эти картинки выполнены в черно-белой графике простым карандашом. Так как манга, по сути, представляет собой японский аналог комиксов, то здесь требуется умение прорисовывать мелкие детали и огромная фантазия.

анимешники, молодёжь

Представители аниме не устраивают общественных протестов и политических волнений. Они просто пребывают в своем мире.

Слово «граффити» — итальянское, и изначально значит «нацарапанный». Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка — маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры. Граффити — это все-таки искусство.

райтеры, графферы, граффиттеры, молодёжь

Как у любого искусства у графферов есть свои стили «письма». Еще райтеры рисуют различных персонажей — своих, или из комиксов и мультфильмов.

Встретив на улице группу людей в черных драпировках, с выбеленными лицами и странными украшениями, не стоит пугаться, — это готы.

В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Внешний вид готов — черные наряды, летучие мыши, и прочая символика — все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти.

готы, молодёжь

Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Пока попса сочиняет свои «три слова, два аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище. При этом не важно, что он там будет делать: думать о тщете всего сущего или просто веселиться с друзьями. Готика — явление эстетическое, а мрачные образы — не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти — его там нет. Смерть — это напоминание, повод стремиться к жизни.

Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот — отличительные особенности этого стиля. Субкультура поклонников эмо носит название эмо-киды.

эмо, молодёжь

Они носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками

Многие думают,  что эмо — это тот, кто режет себе вены, руки, ноги, ходит вечно грустный, говорит, что их никто и никогда не понимает. Но это не совсем так. Если металл — это музыка;  панк — рок — идеология;  а готика — романтика; то эмо — это  эмоции, причем во всех проявлениях.

Растаманы — субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна.

Во внешнем облике, помимо беретов, вязаных балахонов и шапок (самодельных) расцвеченных красно-желто-зеленым (цвета флага Эфиопии), у растаманов имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды — длинные локоны, заплетенные в косички, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи.

Растаманы, молодёжь

Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги.

Рэйв (от англ. rave — бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется как «дикая вечеринка, танцы».

рэйверы, молодёжь

Источником жизненных ориентиров рэйверов стал музыкальный стиль, а если точнее — образцы стиля жизни их кумиров, музыкантов. Рэйверы в основном берут модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера — ночной. Их внешность и поведение пропагандируют отход человека от природы.

Их жизнь — сплошное развлечение. Развлечение — не только дискотеки, и прочие удовольствия, но и кинематограф, живопись, реже — театр. Они не считают, что деньги им должны обязательно давать родители. Согласны подработать, но там, где не нужно много трудиться, добывая себе на жизнь.

Толкиенисты (Ролевики) — разные люди, которых объединяет одно — уважают определенную эпоху (иногда — историческую, но чаще — выдуманную, описанную в книгах фэнтези).

ролевики, молодёжь

Все началось с книг. Первым ошеломляюще популярным писателем фэнтези был Толкиен. Позже стали в большом количестве появляться книги других авторов, создававших красивые сказочные миры. Сами ролевые игры придумали Гэри Гигакс и Дейв Арнесон. Они начали разрабатывать игровую систему на базе фэнтези в 1970 году.

Внешне ролевики выглядят абсолютно нормально, живут как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь. Если не считать страсти к чтению фэнтези.

Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности. Специфика этой субкультуры в том, что она требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле вдохновляет болельщиков, но более значимы для них моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

футбольные фанаты, молодёжь

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. Основное средство отличия фанатов — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Физически хорошо развитые участники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков.

Гопники (гопота, пацаны, гопы, гоп-стопники и.т.п.) — многочисленный слой молодежного сообщества. Основной род деятельности — поиск различного рода развлечений, «грызьба сэмачек», организация бессмысленных скандалов, драк; пустое время препровождение в собственных тусовках, сексуальная распущенность. Как правило, гопники — это низкоинтеллектуальная часть молодежи. Они пренебрежительно относятся ко всем молодежным организациям и движениям, к «заучкам» — интеллигентной, студенческой молодежи.

гопники, молодёжь

Рассказывая о молодежных субкультурах, мне бы хотелось, чтобы,  читая эту статью, подростки  нашли правильное направление в своей дальнейшей жизни. Ведь очень часто между детьми, входящими в какую-то группировку, и их родителями нет взаимопонимания, доверия, в результате чего возникают конфликтные ситуации, которые зачастую имеют печальный конец: дети уходят из семьи, бомжуют, вступают на путь наркомании, попадают в различные неприятные ситуации.

Хочется, чтобы вместе с новой информацией ко всем пришло осознание такового важного понятия, как толерантность. Мы должны терпимо относиться даже к тем, кто совсем не похож на нас. Но важно и не поддаться чужому мнению, быть личностью самодостаточной и не подвергать себя опасности, приняв «модную» идеологию. Главное стать в жизни для себя и режиссером и исполнителем собственной роли.

И я уверена, что так и будет, ведь беседуя на эту тему с подростками в детской библиотеке  увидела, что передо мной находятся именно те, которые возможно совершат маленькое чудо, а про все свои увлечения юности они будут вспоминать с улыбкой.

Ольга АНИСКЕВИЧ, педагог-организатор ГУ «Детская библиотека, центр для детей и юношества Лельчицкого района»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: