Всякий, кто приезжает в Жмурное, непременно задерживает свой взгляд на строящейся на кладбище часовне из красивого красного кирпича. 

лельчицкий район, жмурное, часовня

Это воздвигающееся сооружение – дело чести и рук творения местных жителей.

– Мысль о необходимости часовни на кладбище витала у людей давно, – рассказывает доверенное лицо председателя Стодоличского сельского Совета Зинаида Сечко. – На Жмурнянском кладбище сохранились захоронения, которым более полторы сотни лет. Об этом свидетельствуют католические надгробные надписи.

лельчицкий район, жмурное, часовня лельчицкий район, жмурное, часовня

Вплоть до Великой Отечественной войны, продолжает Зинаида Анатольевна,  на кладбище в Жмурном хоронили из всех близлежащих деревень. Была здесь и часовня. Однако, в силу антирелигиозных особенностей того времени, часовню разобрали под магазин. Магазин просуществовал недолго – сгорел при пожаре.

С той поры прошло немало времени. О часовне напоминало лишь чудом уцелевшее дерево, на котором висел когда-то колокол.

лельчицкий район, жмурное, часовня

Так уж случается, что и в мирное время беда не обходит стороной. В полном расцвете сил умер сын Нины и Николая Косинских. Тяжела горечь утраты для родителей. Нина Михайловна предложила сельчанам взяться за возведение часовни. Её поддержали. Более того, откликнулись не только односельчане, но и уроженцы здешних мест.

Первые пожертвования на строительство часовни жители Жмурного внесли во время новогодних колядок. Средств хватило на фундамент. А с сентября 2014 года начались и интенсивные работы по строительству часовни. Ими руководит актив, в который вошли семьи Зинаиды и Петра Сечко, Нины и Николая Косинских, Владимира и Марии Сосновских, Татьяны и Ивана Рыбалко.

лельчицкий район, жмурное, часовня

Стройка стала всенародной. Следует отметить, что даже самые пожилые жители Жмурного, несмотря на свой преклонный возраст, помогают в строительстве не только деньгами, но и своим физическим трудом.

лельчицкий район, жмурное, часовня

Святой преподобный Серафим Саровский сказал: «Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как Великий  Дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы и многие грехи просит тому Господь.

лельчицкий район, жмурное, часовня

Наверно поэтому в помощи, к кому обращались сельчане, никто не отказал. И сегодня они выражают огромную благодарность всем, кто своим трудом внёс лепту в строительство часовни. Среди них –  Алексей Сечко, Андрей Сечко, Михаил Хомутовский, Сергей Хомутовский, Александр Хомутовский, Алексей Синицкий, Анатолий Карась, Геннадий Трошко, Николай Грибовский, Сергей Грибовский, Александр Липский, Вячеслав Синицкий, Петр Синицкий, Ольга Журавская, Анна Хомутовская, Антонина Косинская, директору Лельчицкой ПМС Александр Синицкий, директору ОАО «Путь Ильича» Евгений Гусак и его управляющему Владимир Солдатов, предприятием СООО «Древко», ЗАО «Альянс».

лельчицкий район, жмурное, часовня

Особая благодарность и за пожертвования,  среди которых значительные суммы от Тамары Невмержицкой (Санкт-Петербург), Виталия Синицкого (Минск), Нина и Николая Косинские, Веры и Александра Ермоленко (Речицкий район д. Ведрич), Валентина Бутковского. Отдельное спасибо семье  Владимира и Антонины Рыбинских, которым уже за 80, но с каждой пенсии они делают отчисления на строительство часовни.

Общее дело, отметила Зинаида Сечко, очень сплотило односельчан. Все стали ещё более терпимее, добрее. Каждый старается прийти на помощь друг к другу. Запоздал кто-то с уборкой картофеля, например, – всем гуртом идём туда.

лельчицкий район, жмурное, часовня

Работы по возведению часовни близятся к завершению. Её освящение планируется на 12 февраля в праздник Трёх Святителей. Этот день поистине станет для сельчан праздником духа и единения.

Ирина САКОВЕЦ.

Фото Николая Никитенко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

6 КОММЕНТАРИИ

    • Уважаемый лельчук, помещения, о которых вы ведёте речь, не носят статус часовен. Как пояснили в Святотроицкой церкви, они были построены давно, пришли в негодность, никогда не восстанавливались и не числятся за церковью. Часовня в Жмурном возводится по церковным канонам и считается первой в районе часовней, которую возводят жители своими силами.

      • Судя по признанию самого автора в комментарии, часовни все-таки были, хоть и «пришли в негодность» и «не числятся за церковью». Церковные же помещения у нас, как известно, всегда строились на пожертвования населения. Значит, Лельчук прав.

  1. Добрый день, уважаемая Ирина Саковец, большое Вам спасибо! Своим ответом Вы подтолкнули меня к активной деятельности. Мне пришлось съездить в Буду Лельчицкую и д. Крупка, потратив на это весь день 10 ноября.
    Следующий раз проверяйте достоверно данную Вам информацию – в Буде Лельчицкой часовня полностью отремонтирована, под неё подведён кирпичный фундамент. Там находятся иконы, свечи, лампадки и т. д. При разговоре мне сказали, что в данной часовне отпевают и покойников (или как там правильно). Но там тоже не проводится служба (см. ниже).
    В Крупке часовня весьма новая, деревянная, что Вы такое говорите – что пришла в ветхое состояние????? В ней тоже есть иконы, лампадки, свечи. Но….. Там есть церковные предметы католические. Они говорят о многом. При возвращении домой завернул и в Жмурное. Походил по кладбищу и заметил одну интересную вещь – там есть захоронения, совершенные по католическому обряду, не только указанные на фото. На многих крестах висят католические чётки. Мало того – беседуя с местными жителями, а именно бабушкой, от неё услышал такие слова «… мы сами захотели построить КАПЛИЧКУ»!!! При этом слове она перекрестилась и у меня, у православного, опять удивление – по-католически – слева на права перекрестилась!!! Показала мне она и икону, которую хочет принести в часовню – обыкновенная икона, но УНИАТСКАЯ.
    Получив информацию из статьи, что до войны в Жмурном была часовня, я начал её искать. Прекрасно зная, что при создании любой топографической карты часовня обязательно должна быть отмечена, мне удалось её обнаружить. Нашёл её в немецком архиве на картах Красной Армии. Находилась она слева от кладбища. Следующий вопрос – к какой религии она относилась? Тут уже всё очень просто.
    На карте 19 века Жмурное показано как поселение Рудня Жепарня, относится к православному приходу. Но…? В поименной переписи за этот год здесь указаны жители римской веры (вот и местное название — КАПЛИЧКА!!!)
    1867 год – уже Жмурное, хутор с 11 дворами, где 7 жителей! Придерживаются православия, а 40 – считают себя католиками!
    1909 год – строительство костёла за счёт средств графа Тышкевича (католик, поляк) в Лельчицах. Берём перепись деревень, которые отнесены к «приходу» костёла с основной массой католиков. И… результат. Лохница, Жмурное, Дубницкое, Дубровки, Стодоличи, Зарубаное!!!
    1911 год – перепись населения, где (пропустим всё остальное) Лельчицы и Жмурное показаны как поселения с основной массой поляков и евреев. Думаю не надо объяснять, кого относят к полякам.
    Дальше всё, конец. Моего знакомого в Минском архиве не допустили к основной массе документов, связанных с поляками и поименными списками. Думаю, что это связанно с так называемой «картой поляка».

  2. ПРОДОЛЖИМ
    А теперь короткий ликбез. С интернета.
    «Часовня – молитвенное сооружение небольшого размера без алтаря. Своё название получили от слова «ЧАС» — краткие, «часовые» или временные службы. Места, где они обычно возводились – это древние капища, это кладбища без церквей, места, где похоронены святые подвижники веры, в местах явления икон, чудес исцеления, святых источников, иногда на перекрёстках. В них человек имел возможность зайти и помолиться, как при общей, так и при частной молитве, в том числе при чтении акафиста. Причём при полном отсутствии священнослужителя. Но в отличие от церкви часовня не имеет церковного статуса, там нет церковного штата служащих и не проводятся ЛИТУРГИЯ из-за отсутствия АЛТАРЯ.
    Часовни могут строиться ВЕЗДЕ, её может построить любой человек, и даже у себя на участке. Они никогда не числились за церковью в обязательном порядке. Были только приписные часовни и то рядом с церковью. (Достаточно почитать художественную литературу). Нередко часовни строились отшельниками, вокруг которых со временем возникали ВСЕ известные в наши дни крупные монастыри.
    С 1853 года указом Синода жителям дано право на самостоятельное строительство часовен без согласования в селениях и городах с целью проведения славословия.
    В истории назывались по-разному – часовни, божницы, молельни и, внимание, КАПЛИЦА – у католиков.»
    А теперь насчёт церковных канонов для строительства часовен. Церковных канонов при строительстве часовни никогда не существовало и не существует, если бы они были, то…….. ЧТО ТОГДА ЗА ЧАСОВНИ – в Гомеле – Паскевичей, Часовня Св. Евфросинии Полоцкой в Речице, Часовня кн. Мирских в Мире, Часовня на Острове слёз в Минске и т. д. (Специально подобрал – старые и современные). Здесь надо сильно подумать, чем прежде писать про церковные каноны при строительстве часовен.
    С величайшим уважением.
    P/S. На этом свои размышления закончу. Просто сделаю вывод – строительство храма в Липлянах видно пришло к завершению, что-то не хотят там дальше продвигаться. Ну а строительство КАПЛИЦЫ в Жмурном могу объяснить только так – «отжимают» территорию с католическими верующими!!! Всё равно всё что написал – снесут.

  3. В дополнение к написанному. Взято с сайта райисполкома.
    На территории района действуют 14 православных приходов, Римско-католический костёл Пресвятого Сердца Христа и Девы Марии из Фатимы,И ВНИМАНИЕ — религиозная община христиан веры евангельской Церковь «Свет Истины», религиозная община Новоапостольской церкви (ПРОТЕСТАНТЫ).
    Мне очень было интересно узнать, кто посещает эти церкви. И Я УЗНАЛ. Неприятно на душе стало от этого.

Добавить комментарий

Войти с помощью: