Варвара Маркевич, старое фото, чб

Получив очередное задание, выехали с водителем в Стодоличи. По дороге одна мысль сменяла другую. Мы все куда-то спешим  — вечные дела, житейские хлопоты и заботы… Работа — дом, дом — работа. Порой нужно сказать себе: «Остановись! Посмотри вокруг, ты многого не замечаешь, растрачиваешь себя на суетное  и пустое. А ведь жизнь так коротка  и быстротечна!».

Варвара Маркевич, старое фото, чб

У каждого из нас — своя дорога, своя судьба, своя жизненная стезя, своё предназначение на земле. Главное — оставить о себе хорошую память потомкам, добрый след. О том же сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Нужно прожить жизнь так, чтобы, ложась спать, человек мог сказать себе: «Я был на этой земле».

Мои размышления прервал голос водителя: «Вот кирпичный дом, о котором вы говорили». Машина остановилась рядом с домом ветерана педагогического труда Варвары Ильиничны Маркевич — героини моего повествования.

О том, что приеду, сообщила Варваре Ильиничне по телефону. Поэтому она меня ждала и вышла встречать. Приветливо улыбнувшись, сказала:

— Проходите, пожалуйста, не стойте в пороге. Не стоило из-за меня машину гнать в Стодоличи…

— Вы этого заслуживаете, — лаконично ответила я.

Вошла в просторный, светлый дом. Вдохнула его воздух, и сразу вспомнила детство. «Точно такая же свежесть, как в доме моей бабушки…» — пронеслось в голове. Варвара Ильинична сразу предложила мне тёплую безрукавку. Мы сели напротив, взглянули в глаза друг другу.

— Вы говорили, что вопросы задавать будете. С чего начнём? — спросила Варвара Ильинична.

— Мне всё важно, начиная с детства, — ответила я.

Моя собеседница задумалась. Я всмотрелась в лицо этой мудрой женщины, на долю которой выпало немало испытаний, в её добрые глаза, вмиг ставшие грустными. О чём она думала в эти мгновения? Скорее всего, перенеслась в своё полуголодное детство. Особо горький отпечаток в сердце Варвары Ильиничны оставила война. Когда нашу землю накрыло чёрным крылом фашизма, Варваре было всего пять лет. Родители умерли молодыми (отец после контузии долго не прожил, мама была сердечницей), девочка осталась сиротой вместе с полуторагодовалым братом и трёхлетней сестрёнкой.

— Войну встретила в Заболотье, у бабушки с дедушкой, — рассказывает Варвара Ильинична. — Никогда не забуду, как фашисты все хаты сразу подожгли. Тогда с одной стороны, с другой, посередине — повсюду вздымались огромные языки пламени. Всё пылало огнём. Нас, детей, возле болотца оставили — там безопаснее было. Сожгли  деревню дотла — люди кто куда начали разбегаться. Многие в Дуброву подались, к родственникам своим, там ещё немцев не было. Мы — в Лельчицы. Помню и как освобождали районный центр. Нас тогда взрослые в погреб спрятали, там мы и сидели с другими детьми. Страшно было, пули по хате свистели, где-то совсем рядом шёл бой…  Знаю, что много евреев в Лельчицах расстреляли. Самое ужасное, что они сами себе яму копали… Потом на том месте земля шевелилась… Расбросала нас, детей, война кого куда. До 1946 года я с братом жила в Лельчицах у тётки Анастасии Захаровны. Потом дядя, Иван Кузьмич, отдал нас в детский дом. Дима, брат, был тогда совсем маленький, плакал, не хотел оставаться, и его завезли назад к тётке. Она брату за маму была, а сестру в Дуброву забрали. Так что всего в жизни пришлось добиваться самим. Брата и сестры уже нет в живых, я одна осталась…

С 1946 по 1953 годы Варвара провела в Дубницком детском доме. Она была активисткой, председателем совета дружины, комсоргом, ответственной за дисциплину.

— Помню, конкурс на лучшую комнату проводился, — вспоминает женщина. — Мы старались и у себя убрать, и  у мальчиков, чтобы занять первое место. Такой у нас дух соперничества был!

И училась Варвара прилежно, старательно. До пятого класса — в Дуброве, затем — в Дубницком. Семилетку окончила с отличием.

— А кем мечтали стать? — спрашиваю.

Сразу ответила моя собеседница:

— Как посмотрю на шапочку, белый халатик нашего фельдшера Ольги Тимофеевны,  сразу представляла себя медиком. Потом всё изменилось. Многие воспитанники нашего детского дома тогда поступали в педучилище. И мне профессия педагога всегда нравилась, считала, что учителем быть почётно. Поступила в Мозырское педучилише,  окончила его в 1957 году, получив две специальности «учитель начальных классов» и «старшая пионервожатая». Меня уговаривали остаться в Речицком, Лоевском районах, но я отказалась, потому что хотела работать только на своей малой родине.

Сначала Варвару Ильиничну направили в Острожанскую школу, где она работала старшей пионервожатой. А потом перевели в Стодоличи учителем начальных классов. Спустя некоторое время Варвара Ильинична решила продолжить обучение — поступила заочно в Могилёвский педагогический институт на исторический факультет. Благо муж и свекровь тогда поддержали её. После окончания вуза, с 1965 года и до выхода на пенсию, Варвара Ильинична преподавала историю в Стодоличах.

— Жили мы бедно в то время, но интересно, — говорит Варвара Ильинична. — После уроков ходили на репетиции, разучивали новые песни. Потом с концертами выступали в Стодоличах, выезжали в Гребени, Усов, другие сёла. В учительской часто обсуждали открытые уроки, мероприятия… Но на первом месте была, конечно, работа.

Немного помолчав, женщина продолжает:

 — Я привыкла тогда с малышами, а вот переходить в старшие классы было страшновато. Захожу в 10-й класс. В нём — 35 учеников. Все хлопцы — дубы. А я маленькая, худенькая. Ноги дрожали. Всё думала, как же я справлюсь? Однако мои опасения оказались напрасны. Все дети были хорошие, умные, воспитанные, добросовестные, стремились к знаниям, много читали. Мы всегда понимали друг друга, ученики ко мне относились с уважением. Я тоже к ним — с добром и пониманием. И теперь мои бывшие ученики никогда не пройдут мимо, всегда благодарят. Приглашали в прошлом году на встречу выпускников. Из-за проблемы со здоровьем пришла в школу ненадолго — мне очень хотелось всех увидеть. Я благодарна, что меня не забывают…

Многолетний добросовестный труд Варвары Ильиничны отмечен высокими наградами — медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За доблестный труд», Почётной грамотой Министерства просвещения БССР, педагог удостоена звания «Старший учитель».

Человек очень скромный, трудолюбивый, Варвара Ильинична не видит в этом своих особых заслуг — она считает, что просто делала своё дело изо дня в день, потому что любила то, чем занималась, потому что спустя рукава работать не могла, а только с душой и на совесть.

— Я благодарна Богу и судьбе за то, что у меня всегда были очень хорошие ученики, которые никогда, ни на одном открытом уроке меня не подвели, — говорит Варвара Ильинична. — Я благодарна также и родителям, воспитавшим таких достойных детей. Если бы не поддержка с их стороны, я бы одна ничего не добилась. Так что все эти награды — не только мои, а наши общие.

С теплотой в голосе Варвара Ильинична говорила о своих бывших учениках, теперь уже взрослых, состоявшихся людях. Её многочисленные выпускники — люди самых разных профессий, есть среди них и руководители. Но главное, что унаследовали они от своей учительницы, — это ответственность и трудолюбие.

Педагогу приятно, что ученики нашли себя в жизни, имеют семьи, их уважают и ценят в трудовых коллективах. Не зря и народная мудрость гласит: «Дерево и учитель познаются по плодам».

По стопам мамы пошли и дочери Варвары Ильиничны, Мария и Людмила. Они обе живут в Стодоличах, работают в местной школе учителями математики и не разочаровались, что выбрали учительскую стезю.

— Моя младшая, Мария, приходила из школы, и уже сама вела уроки, — вспоминает Варвара Маркевич. — Делала замечания своим «ученикам», а в качестве доски использовала шкаф. Любовь к профессии привили дочке её любимые учителя — Валентина Иосифовна Хамутовская и Нина Адамовна Севрук. Детских садов раньше не было, так что Люда, старшая дочь, можно сказать, в школе и выросла. Когда решила стать учителем, мы с мужем сразу поддержали её выбор.

Муж Варвары Ильиничны, Дмитрий Викторович, работал фельдшером скорой помощи. Почти двадцать лет минуло, как она овдовела.

— Руки у моего хозяина золотые были. Всё в доме им сделано, — говорит женщина. —  В ладу и согласии мы прожили около сорока лет. Я привыкла подчиняться, характер у меня покладистый. У нас в семье было так: «Как сказал хозяин — так и будет». Я всегда и во всём советовалась с мужем. Он очень справедливым человеком был.

— А на чём, по-вашему, должны держаться отношения в семье? — спрашиваю.

— Нужно жениться по любви, а не искать богатых, — считает Варвара Ильинична. — Супруги должны уважать друг друга, стараться уступать, быть терпеливыми, уметь признавать свои ошибки. С моей свекровью, Марией Наумовной, мы вместе 33 года душа в душу прожили. Она была неграмотной, но очень мудрой женщиной, всегда мне помогала, детей смотрела, да и готовить была большая мастерица. Я многому научилась у неё.

Все испытания, что выпали на долю Варвары Ильиничны, женщина переносила терпеливо и безропотно, за всё благодарна Богу, ни на кого не держит зла. А мудрость её такова: «Нужно жить по совести, быть честными и справедливыми, ответственными за свои дела и поступки, относиться к людям доброжелательно. Сильный человек всегда должен поддержать слабого». Именно такими старалась воспитать своих учеников и своих детей.

На протяжении всего нашего разговора Варвара Ильинична отзывалась о людях с добром. Она всю жизнь в мире прожила со своими соседями. Особенно просила поблагодарить через газету добрейшей души человека, отзывчивого односельчанина — Михаила Жогло, который всегда помогает пожилым и одиноким: и снег расчистит, и дрова сложит, выполнит другую работу.

Жизнь идёт своим чередом. У каждого человека — своё понимание самого важного и ценного.

— Бабушка я богатая, — улыбается Варвара Ильинична, — у меня пятеро внуков, трое правнуков. Дети, внуки, правнуки  — моя гордость и радость. Главное — чтобы здоровыми и счастливыми были, чтобы росли и трудились под мирным небом. Не дай Бог пережить то, что довелось нам, детям войны…

А ещё любит Варвара Ильинична рукодельничать. Дом украшают вязаные крючком кружева. И мне эта замечательная женщина на память подарила салфетку. Подарки, сделанные своими руками, всегда приносят в дом душевное тепло и уют.

Легко и радостно было на душе. Так всегда бывает, когда пообщаюсь с хорошим человеком, отдающим тепло своей души другим.

Есть такое изречение: «Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека — той пользой, которую он может принести своему ближнему». А Варвара Ильинична всю жизнь «сеяла разумное, доброе, вечное», принося пользу и ученикам своим, и нашему обществу.

Светлана ЛИПСКАЯ.

Фото из семейного альбома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий

Войти с помощью: