В нашей стране уже несколько лет идет пенсионная реформа, которая проводится с целью адаптации пенсионной системы к изменениям социально-демографической ситуации. 11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь принят Указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», которым предусмотрено повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 года ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами 58 лет. Более подробно о совершенствовании пенсионного обеспечения граждан рассказывает начальник управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Валентина МАРКЕВИЧ.
— Валентина Ивановна, когда началась пенсионная реформа в Беларуси?
— Уже с 2009 года введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. С 2014 года для назначения пенсии значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов — с 5 до 15 лет 6 месяцев в этом году, а к 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет. При этом для социально уязвимых категорий населения — многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей — сохранен прежний 5-летний стаж. На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. Введено и правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений Фонда социальной защиты населения о заработке, с которого уплачены страховые взносы, что способствует легализации доходов.
— Принятие решения о повышении пенсионного возраста обусловлено демографической ситуацией в республике?
— Конечно. Судите сами — удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения республики увеличился с 13,6 процентов в 1960 году почти до 25 процентов в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30 процентов. Если сейчас каждый четвертый житель Беларуси — пенсионер, то через 15 лет это будет уже каждый третий — при условии, что пенсионная возрастная планка останется на нынешней отметке. Это всё будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте (лица с 16 лет). Если в предыдущие годы рынок труда прирастал на 100–120 тысяч человек, то после 2017 года будет только 90–80 тысяч. Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер, в 2020 году пенсионеров будет 66, а в 2030 году, как ожидается, их станет уже 78. Не секрет, что определённую роль играет и позитивная тенденция роста продолжительности жизни белорусов. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет, с 62,9 до 67,8 года, у женщин – более чем на 10 лет, с 67,8 до 78,4 года.
— Известно, что повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно.
— Да, именно так. С 1 января каждого года — на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин. Необходимо отметить, что повышение возраста затрагивает всех, включая и тех, кому пенсия предоставляется на льготных условиях — это военные пенсионеры и служащие государственного аппарата. Но возрастной интервал между новым пенсионным возрастом и возрастом для выхода на досрочную пенсию сохранился.
— Валентина Ивановна, слышала, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии?
— Именно так и будет. Например, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года, допустим, в декабре, обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году, 56 лет 6 месяцев, то есть не ранее июня 2019 года. Более подробно это можно рассмотреть в приведённой ниже таблице. Ведь важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий — без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей. Задача государства — гарантировать своевременность и полноту выплаты пенсий. Более того, размер пенсий, а это благосостояние пенсионеров, ни в коем случае не должен уменьшаться, а только увеличиваться, по крайней мере, сохраняться по отношению к средней заработной плате.
— Приведите, пожалуйста, несколько примеров применения Указа №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
— Например, мужчине 15 декабря 2016 года исполняется 60 лет. Контракт по месту работы заканчивается в марте 2017 года. Он планировал обратиться за пенсией на четыре месяца позже, чтобы доработать до полного года. В связи с принятием указа будет ли марте 2017 года ему назначена пенсия? Отвечаю, если мужчина не обратится за пенсией до 31 декабря 2016 года, то в 2017 году право на пенсию возникнет только по достижении возраста 60 лет 6 месяцев, то есть 15 июня. Поэтому у него есть возможность обратиться за пенсией в декабре 2016 года, назначить ее и получать, либо отказаться от нее на любой срок и сформировать дополнительные пенсионные права — более длительный стаж и еще премию за работу без получения пенсии.
— Ещё такой вопрос. Мать ребенка-инвалида, работала только 7 лет, остальное время осуществляла уход за ребенком. На какую пенсию она может рассчитывать?
— Матери детей-инвалидов, воспитывавшие их не менее 8 лет до совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту при наличии общего стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. В требуемый общий стаж, 20 лет, помимо работы могут быть засчитаны периоды ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и другие, предусмотренные частью 2 статьи 51 закона «О пенсионном обеспечении». При наличии общего стажа и страхового стажа установленной продолжительности, трудовая пенсия по возрасту может быть назначена на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Беседовала Людмила ШТАРЁВА.
Пенсионный возраст и другие требования для назначения трудовой пенсии по возрасту | ||||||
Год | Пол | Пенсионный возраст | Дата рождения | Право на пенсию возникает | Период для обращения за пенсией | Страховой стаж, требуемый для назначения пенсии |
2017 | муж | 60 лет 6 мес. | 1 половина 1957 г. | 2 половина 2017 г. | 2 половина 2017 г. | 16 лет |
жен | 55 лет 6 мес. | 1 половина 1962 г. | ||||
2018 | муж | 61 год | 2 половина 1957 г. | 2 половина 2018 г. | 2 половина 2018 г. | 16 лет 6 месяцев |
жен | 56 лет | 2 половина 1962 г. | ||||
2019 | муж | 61 год 6 мес. | 1 половина 1958 г. | 2 половина 2019 г. | 2 половина 2019 г. | 17 лет |
жен | 56 лет 6 мес. | 1 половина 1963 г. | ||||
2020 | муж | 62 года | 2 половина 1958 г. | 2 половина 2020 г. | 2 половина 2020 г. | 17 лет 6 месяцев |
жен | 57 лет | 2 половина 1963 г. | ||||
2021 | муж | 62 года 6мес. | 1 половина 1959 г. | 2 половина 2021 г. | 2 половина 2021 г. | 18 лет |
жен | 57 лет 6 мес. | 1 половина 1964 г. | ||||
2022 | муж | 63 года | 2 половина 1959 г. | 2 половина 2022 г. | 2 половина 2022 г. | 18 лет 6 месяцев |
жен | 58 лет | 2 половина 1964 г. | ||||
2023 | муж | 63 года | 1960 г. | 2023 г. | 2023 г. | 19 лет |
жен | 58 лет | 1965 г. | ||||
2024 | м | 63 года | 1961 г. | 2024 г. | 2024 г. | 19 лет 6 месяцев |
ж | 58 лет | 1966 г. | ||||
2025 | м | 63 года | 1962 г. | 2025 г. | 2025 г. | 20 лет |
ж | 58 лет | 1967 г. | ||||
*1 половина года — с 1 января по 30 июня, 2 половина года — с 1 июля по 31 декабря |