Маркевич Валентина, райисполком, лельчицы, начальник управления по труду

В нашей стране уже несколько лет идет пенсионная реформа, которая проводится с целью адаптации пенсионной системы к изменениям социально-демографической ситуации. 11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь принят Указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», которым предусмотрено повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 года ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами 58 лет. Более подробно о совершенствовании пенсионного обеспечения граждан рассказывает начальник управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Валентина МАРКЕВИЧ.

Маркевич Валентина, райисполком, лельчицы, начальник управления по труду

— Валентина Ивановна, когда началась пенсионная реформа в Беларуси? 

— Уже с 2009 года введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. С 2014 года для назначения пенсии значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов — с 5 до 15 лет 6 месяцев в этом году, а к 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет. При этом для социально уязвимых категорий населения — многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей — сохранен прежний 5-летний стаж. На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. Введено и правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений Фонда социальной защиты населения о заработке, с которого уплачены страховые взносы, что способствует легализации доходов.

— Принятие решения о повышении пенсионного возраста обусловлено демографической ситуацией в республике?

— Конечно. Судите сами — удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения республики увеличился с 13,6 процентов в 1960 году почти до 25 процентов в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30 процентов. Если сейчас каждый четвертый житель Беларуси — пенсионер, то через 15 лет это будет уже каждый третий — при условии, что пенсионная возрастная планка останется на нынешней отметке. Это всё будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте (лица с 16 лет). Если в предыдущие годы рынок труда прирастал на 100–120 тысяч человек, то после 2017 года будет только 90–80 тысяч. Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер, в 2020 году пенсионеров будет 66, а в 2030 году, как ожидается, их станет уже 78. Не секрет, что определённую роль играет и позитивная тенденция роста продолжительности жизни белорусов. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет, с 62,9 до 67,8 года, у женщин – более чем на 10 лет, с 67,8 до 78,4 года.

— Известно, что повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно.

— Да, именно так. С 1 января каждого года — на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин. Необходимо отметить, что повышение возраста затрагивает всех, включая и тех, кому пенсия предоставляется на льготных условиях — это военные пенсионеры и служащие государственного аппарата. Но возрастной интервал между новым пенсионным возрастом и возрастом для выхода на досрочную пенсию сохранился.

Валентина Ивановна, слышала, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии?

— Именно так и будет. Например, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года, допустим, в декабре, обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году, 56 лет 6 месяцев, то есть не ранее июня 2019 года. Более подробно это можно рассмотреть в приведённой ниже таблице. Ведь важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий — без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей. Задача государства — гарантировать своевременность и полноту выплаты пенсий. Более того, размер пенсий, а это благосостояние пенсионеров, ни в коем случае не должен уменьшаться, а только увеличиваться, по крайней мере, сохраняться по отношению к средней заработной плате.

— Приведите, пожалуйста, несколько примеров применения Указа №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

— Например, мужчине 15 декабря 2016 года исполняется 60 лет. Контракт по месту работы заканчивается в марте 2017 года. Он планировал обратиться за пенсией на четыре месяца позже, чтобы доработать до полного года. В связи с принятием указа будет ли марте 2017 года ему назначена пенсия? Отвечаю, если мужчина не обратится за пенсией до 31 декабря 2016 года, то в 2017 году право на пенсию возникнет только по достижении возраста 60 лет 6 месяцев, то есть 15 июня. Поэтому у  него есть возможность обратиться за пенсией в декабре 2016 года, назначить ее и получать, либо отказаться от нее на любой срок и сформировать дополнительные пенсионные права —  более длительный стаж и еще премию за работу без получения пенсии.

— Ещё такой вопрос. Мать ребенка-инвалида, работала только 7 лет, остальное время осуществляла уход за ребенком. На какую пенсию она может  рассчитывать?

— Матери детей-инвалидов, воспитывавшие их не менее 8 лет до совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту при наличии общего стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. В требуемый общий стаж, 20 лет, помимо работы могут быть засчитаны периоды ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и другие, предусмотренные частью 2 статьи 51 закона «О пенсионном обеспечении». При наличии общего стажа и страхового стажа установленной продолжительности, трудовая пенсия по возрасту может быть назначена на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Беседовала Людмила ШТАРЁВА.

Пенсионный возраст и другие требования для назначения трудовой пенсии по возрасту
Год Пол Пенсионный возраст Дата рождения Право на пенсию возникает Период для обращения за пенсией Страховой стаж, требуемый для назначения пенсии
2017 муж 60 лет 6 мес. 1 половина 1957 г. 2 половина 2017 г. 2 половина 2017 г. 16 лет
жен 55 лет 6 мес. 1 половина 1962 г.
2018 муж 61 год 2 половина 1957 г. 2 половина 2018 г. 2 половина 2018 г. 16 лет 6 месяцев
жен 56 лет 2 половина 1962 г.
2019 муж 61 год 6 мес. 1 половина 1958 г. 2 половина 2019 г. 2 половина 2019 г. 17 лет
жен 56 лет 6 мес. 1 половина 1963 г.
2020 муж 62 года 2 половина 1958 г. 2 половина 2020 г. 2 половина 2020 г. 17 лет 6 месяцев
жен 57 лет 2 половина 1963 г.
2021 муж 62 года 6мес. 1 половина 1959 г. 2 половина 2021 г. 2 половина 2021 г. 18 лет
жен 57 лет 6 мес. 1 половина 1964 г.
2022 муж 63 года 2 половина 1959 г. 2 половина 2022 г. 2 половина 2022 г. 18 лет 6 месяцев
жен 58 лет 2 половина 1964 г.
2023 муж 63 года 1960 г. 2023 г. 2023 г. 19 лет
жен 58 лет 1965 г.
2024 м 63 года 1961 г. 2024 г. 2024 г. 19 лет 6 месяцев
ж 58 лет 1966 г.
2025 м 63 года 1962 г. 2025 г. 2025 г. 20 лет
ж 58 лет 1967 г.
*1 половина года — с 1 января по 30 июня, 2 половина года — с 1 июля по 31 декабря

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: