Учреждение образования на современном этапе развития — это открытое учреждение, в котором невозможно утаить как некомпетентность педагогов, так и их талант. Это то место, где учатся дети, их родители, педагоги и даже администрация. Не секрет, что рейтинг образовательной системы снижается, и заслужить право на уважение педагог может только в том случае, если он является личностью и способен выйти за грань традиционного обучения и воспитания.

Педагоги дошкольных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать детей в духе времени. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

— Наше учреждение, — рассказывает заведующая Людмила Трошко, — уже второй год работает по инновационному проекту «Внедрение модели педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста», целью  которого является  повышение качества организации игровой деятельности детей в процессе реализации модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр.  В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Она для него — основной вид деятельности, средство всестороннего развития. Дети приходят в ясли-сад социально неподготовленными. Поэтому одна из задач педагогов — адаптировать ребенка ко взрослой жизни. Как раз сюжетно-ролевая игра и помогает научить дошкольников жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Наблюдения за детьми помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Мы перед собой поставили следующие задачи: научить детей играть, содействовать их объединению в процессе игры; тактично руководить выбором игры, приучать малышей соблюдать её правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Задача творческой группы педагогов — сделать игру интересной и содержательной, обогатить новыми сюжетными линиями, чтобы дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, мечтать и фантазировать. Этого можно достигнуть, открывая перед ними мир добрых, самоотверженных поступков людей. Положительные эмоции, впечатления, знания — вот основа содержательных игр!

Современный руководитель знает, что для успешного функционирования учреждения, работавшего в инновационном направлении, необходимо не только иметь современное здание или взять на работу высокообразованных педагогов, но и проводить много ярких и зрелищных мероприятий, которые должны быть объединены общим замыслом.

С целью повышения профессиональной компетенции педагогов учреждений дошкольного образования по организации сюжетно-ролевой игры, на базе нашего учреждения прошло районное методическое объединение воспитателей.

С приветственным словом к его участникам обратилась заведующая Людмила Трошко, которая отметила, что современные дети играют, как правило, в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывают вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплёскивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

— Сюжетно-ролевая игра — это живая лаборатория по приобретению социального опыта, — продолжает Людмила Филипповна. — Только вдумайтесь: участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры — например, соорудить ракету из стульев и покрывал. Важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.

Людмила Филипповна предложила всем присутствующим окунуться в мир современной игры и наслаждаться тем, как играют маленькие дети.

И мир игры начался. Музыкальный зал учреждения превратился в «космическую станцию». В игре всё было приближено к реальной жизни: «ракета», «космонавты» и даже «научная лаборатория». Под руководством воспитателей старшей группы  Натальи Колесник и Людмилы Белоцкой ребята умело справлялись со своими ролями. Получив сигнал с незнакомой «планеты», «космонавты», пройдя врачей и физические нагрузки, получили заключение о состоянии здоровья, «младшие сотрудники» «научной лаборатории» вручили «экологу» образцы растений для спасения «планеты»  — и «экипаж» отправился в «космос»…  Маленькие путешественники по-взрослому общались, играли, как диктует временем жизнь. Присутствующие с восторгом наблюдали за игрой детей, которые открывали новую «планету». Но это не всё их удивление.

Воспитанники второй старшей группы показали интересную современную сюжетно-ролевую игру «Поездка в дельфинарий». Воспитатели Татьяна Новицкая и Татьяна Ляховец только направляли ребят. Здесь тоже было всё, как в настоящей жизни: «станция техобслуживания», «шиномонтаж», «автозаправка», «автомойка», «детское кафе», а ребята ехали на машинах. По дороге в «дельфинарий» «работникам придорожного сервиса» пришлось немало потрудиться: то колесо подкачать, то двигатель посмотреть, то «бензин» залить в бак. А когда добрались до конечной остановки, всех ожидал сюрприз —  «дельфинарий». Эти маленькие ребята покорили своей непосредственностью и организованностью.

В перерыве между играми заместитель заведующей по основной деятельности Ирина Юрчак провела для участников семинара мастер-класс на тему «Лэпбук – интерактивная папка для детей дошкольного возраста». Она отметила, что в поиске новых форм и современных средств организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог учреждения. И результатом такого поиска стала тематическая папка или «лэпбук»  — самодельная интерактивная папка по определенной теме.

В начале работы мы поставили перед собой цель: познакомиться и внедрить   инновационную технологию,   методическое пособие лэпбук в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Это пособие имеет яркое оформление, чёткую структуру, интересно оформленный материал.

Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках, ребёнок может в лёгкой и непринуждённой форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои представления по определенной теме. Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

В дальнейшем планируем согласовать работу учреждения дошкольного образования и семьи, чтобы добиться положительных результатов по развитию детской инициативы. Родители станут активными участниками образовательного процесса, сблизятся позиции яслей-сада и семьи к совместной творческой деятельности. Работа по созданию лэпбуков будет продолжена в новом учебном году.

— Всем известно, что ни одна сюжетно-ролевая игра не обходится без создания необходимых условий, а именно предметно-игровой среды, которая в современных дошкольных учреждениях  должна отвечать определенным требованиям, — подчеркнула Любовь Бутьковец, методист отдела образования, спорта и туризма райисполкома. — Это означает, что, создавая такие условия, необходимо предложить детям не только наиболее удобное в распорядке дня время, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр. И сегодня мы все увидели, что в яслях-саду №4 эти условия созданы и созданы с творческим подходом педагогов.

В конце мероприятия Любовь Васильевна провела с воспитателями практикум по знанию предметно-пространственной среды в каждой возрастной группе.

В адрес администрации учреждения, педагогов прозвучали слова благодарности за данное мероприятие, которое оставило много положительных эмоций. Молодые педагоги и педагоги со стажем взяли много нового и полезного для себя как в оформлении сюжетно-ролевой игры, так и в её проведении.

В заключение хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придёт в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети играя, в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».

Ирина ЮРЧАК,

заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Лельчицкий ясли-сад №4».

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: