Ветковщина — край старинных обрядов

0
533

ЦИФРЫ:

дата образования района — 8 декабря 1926 года;

площадь —  1,56 тысяч кв. км.;

население — более 17 тысяч человек;

количество населённых пунктов — 139;

административное деление — 11 сельсоветов: Великонемковский, Даниловичский, Малонемковский, Неглюбский, Приснянский, Радужский, Светиловичский, Столбунский, Хальчанский, Шерстинский, Яновский.

 

ВЕТКА — ГОРОД МОСКВИЧЕЙ

Город Ветка основан в 1685 году старообрядцами на землях мозырского воеводы Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы.

Старообрядцы, преследуемые царским режимом, спасались на плотах по рекам от погони. После долгого путешествия, положившись на божью милость и вознеся свои молитвы, они пустили по течению ветку дерева. «К коему берегу волнами прибьётся сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием божьего перста», — решили беглецы. Так и определилось место будущего города.

Жившие здесь староверы — всё те же москвичи. Они стремились во всем подражать Москве и даже главную площадь в Ветке назвали Красной.

В XVIII веке здесь сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги. Сложилась самобытная школа ветковской резьбы.

Царские карательные войска дважды сжигали Ветку, большинство жителей было насильно выселено в восточные губернии России.

В результате первого раздела Речи Посполитой Ветка вошла в состав Российской империи, принадлежала князю Михаилу Станевичу, с 1852 года стала частью Гомельского уезда. С Веткой связано имя Емельяна Пугачева, который скрывался от преследования царской властью.

С 1925 года Ветка получила статус города, с 8 декабря 1926 года стала центром района.

На Ветковщине сохранилось 63 памятника археологии и 4 памятника архитектуры.

УНИКАЛЬНОСТЬ ВЕТКОВСКОЙ ЗЕМЛИ

Усадьба Халецких в деревне Хальч является памятником архитектуры республиканского значения. Строительство усадьбы начал в конце XVIII века один из представителей рода Халецких на средства, вырученные от продажи Ветки и полученные как приданное (один из Халецких женился на княжне из рода Радзивиллов).

Строительство усадьбы было завершено к началу 19 века и представляло собой настоящий дворец, построенный в стиле позднего классицизма. Первоначально, в усадебный комплекс входило также два флигеля, конюшни и хозяйственные постройки. До наших дней сохранился лишь главный усадебный дом. Среди памятников усадебного зодчества первой половины-середины XIX века нет аналогов данной усадьбе ни на территории Беларуси, ни в Литве или в Украине.

На первом этаже усадьбы располагалась библиотека, столовая, архив и две гостевые спальни. Из холла на второй этаж вела дубовая лестница. В центре второго этажа находился бальный зал, через который можно было попасть на полукруглую открытую террасу, где также можно было танцевать. Кроме бального зала, на втором этаже располагались спальня и салон хозяйки дома, спальня и кабинет хозяина дома, другие жилые комнаты, уборные и гардеробные. Усадьба Халецких была полностью обставлена старинной мебелью, о коллекциях фарфора, картин, ковров и серебра ходили легенды. Кроме этого, ценность представляла усадебная библиотека. К сожалению, интерьеры усадьбы Халецких были практически полностью уничтожены в советское время.

За дворцом было разбито шесть террас с декоративными кустарниками и клумбами, а вокруг дворца располагался прекрасный парк, который тянулся вдоль реки Сож почти на два километра. В непосредственной близости к усадебному дому был разбит фруктовый сад, остатки которого сохранились и до наших дней. Сохранилась и липовая аллея, ведущая к дому.

Усадьба Халецких в деревне Хальч является частью туристического маршрута «Малое золотое кольцо Гомельщины».

В Ветке находится уникальный музей старообрядчества и белорусских традиций имени Фёдора Григорьевича Шклярова. Начиналось всё с энтузиазма и коллекционирования. Несмотря на время атеизма, Фёдор Шкляров собирал книги и иконы со всего района, впоследствии нашёл единомышленников и убедил местные власти открыть музей, куда и передал свою коллекцию.

Здесь хранится самая крупная и разнообразная в Беларуси коллекция старопечатных и рукописных книг, и можно увидеть книги из Кремлёвских соборов с записями и комментариями царей, известных литераторов и учёных, издания печатных дворов XV-XVI веков из Москвы, Гродно, Львова и других городов. Кроме книг, неизменный интерес вызывают узоры местной резьбы по дереву, древние и старообрядческие иконы, археологические находки, собрания служебных рисунков иконописцев XVIII-XX веков, коллекции изделий, созданных при помощи техники шитья бисером, ритуальные ручники и предметы традиционной ветковской одежды.

А в праздник Вознесения Господня в Столбуне Ветковского района проводят старинный обряд «Ваджэнне и пахаванне стралы», который включен в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Главными организаторами проведения обряда являются участницы фольклорно-этно­графического коллектива «Столбунские вечёрки». Женщины и дети на перекрёстках водят хороводы, потом выходят в поле, водят хороводы вокруг деток, закапывают в землю металлические предметы, рвут колосья, которые затем несут в дом. Этот обряд несёт в себе заботу о будущем урожае, сохранение здоровья и продолжение жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: