Статистика свидетельствует о том, что именно летом возрастает количество несчастных случаев, в которые вовлечены дети. Как организовать каникулы так, чтобы они прошли не только интересно, но и безопасно? На наше предложение побеседовать на эту тему откликнулись методист районного учебно-методического кабинета отдела образования, спорта и туризма Татьяна Двораковская, инспектор по связям с общественностью районного отдела по чрезвычайным ситуациям Павел Кужалевич и председатель районного отдела ОСВОД Игорь Онищенко.

— Что же такое «полезная занятость»?

Двораковская: Это занятость, которая всесторонне развивает ребёнка: творческая деятельность, физические упражнения и подвижные игры. В системе образования мы постарались создать такие условия на лето. При школах работают оздоровительные лагеря и лагеря труда и отдыха. В их программе предусмотрены занятия по интересам, познавательные встречи и экскурсии, игры на свежем воздухе. Также организованы студенческие отряды, волонтёрская деятельность, военно-патриотические лагеря. Максимально охвачены дети из групп риска.

— Не все дети посещают пришкольные лагеря. Посоветуйте, чем родителям занять своих детей.

Двораковская: Да, действительно, некоторые дети хотят провести лето дома: кто-то уезжает к бабушке, кто-то с родителями на море, но есть и те, кто мечтают просидеть три месяца за компьютером. Вряд ли это можно назвать полезной занятостью.

Родители должны быть внимательны к своим детям и знать, что тех интересует. Надо привлекать детей к чтению, давать задания на день, а вечером вместе обсуждать прочитанное, вдохновлять на творчество — рисование, конструирование. Организовывать игры на улице: с мячом, ракетками, скакалками. Интернет сегодня может не только напомнить об играх нашего детства, но и предложить новые варианты.

— Какая опасность подстерегает ребёнка дома?

Кужалевич: Несмотря на то, что существует утверждение: «Мой дом — моя крепость», и здесь найдётся немало опасностей. Это электричество и огонь, в первую очередь. То есть, должна быть исправна электропроводка, и отсутствовать возможность возникновения открытого огня — никаких спичек и зажигалок на видных местах. Детское любопытство и малый жизненный опыт толкают ребят на опасные игры.

— Чему надо научить детей?

Кужалевич: С детьми необходимо регулярно говорить на тему безопасности: что делать, если случилось ЧП, куда звонить. Номера экстренных служб стоит разместить возле домашнего телефона. Дети должны знать, что нельзя прятаться во время пожара, надо убегать, звать на помощь. Прежде чем оставить подростка одного дома, надо удостовериться, что он умеет пользоваться газовой плиток и электроприборами, не забудет выключить газ и утюг. Здесь работает только систематическое напоминание.

Онищенко: Важен личный пример родителей. Если отец курит в помещении, пренебрегает правилами безопасности, то бесполезно требовать этого от детей. Как объяснить, почему отцу можно, а ребёнку нет?

— Купание — это едва ли не обязательная часть летнего отдыха. Но и здесь есть свои нюансы.

Онищенко: Несмотря на то, что через район протекает 494 километра рек, есть озёра, дамбы, мелиоративные каналы, купаться можно только в пределах пляжа на реке Уборть в Лельчицах возле автомобильного моста. Здесь есть пост спасателей, оборудовано ограждение для маленьких детей, которое не позволяет ребёнку оказаться на глубине.

Мой совет родителям — научите детей плавать. Если затрудняетесь, обратитесь к спасателям, мы обучим начальным навыкам. Сегодня существуют спасательные средства, которые позволяют подстраховать детей на воде, на этом тоже не стоит экономить.

Но самое важное — не полагаться на то, что ребёнок сам справится со стихией, а не спускать с него глаз, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

— В течение года в стране проходят сотни профилактических акций. Насколько они результативны?

Двораковская: Акции проходят во всех сферах и по всем направлениям, они ориентированы и на детей, и на родителей. В процессе проведения субъекты профилактики не только беседуют с людьми, но и всячески закрепляют информацию наглядно: демонстрируют фильмы, раздают памятки, развешивают напоминания во всех учреждениях. Так уж устроен наш мозг: он лучше запоминает наглядную информацию. Если сто раз пройти мимо надписи «Прячьте спички от детей», рано или поздно это отложится в памяти.

Кужалевич: Если хоть один человек задумается над тем, что мы говорим, — это уже результат. Надеемся, что он поделится этими мыслями с близкими и знакомыми, и так постепенно эта информация дойдёт до всех жителей района. В акциях задействуются активисты из учащихся, порой дети знают даже больше, чем взрослые.

Онищенко: Родители, в силу занятости, пропускают важную информацию, поэтому акции проходят и в рабочих коллективах. Согласно статистике, количество пожаров со смертельным исходом, утоплений, несчастных случаев с гибелью детей понемногу уменьшается, люди становятся более сознательными, так что толк от этих акций определённо есть.

— Как вы думаете, кого надо воспитывать: детей или родителей?

Двораковская: Считаю, что и тех, и других. Система образования больше ориентирована на подрастающее поколение, но авторитет родителей непоколебим. Поэтому так важно вложить нужную информацию и в родителей, чтобы те могли своим авторитетным словом направить ребёнка.

— Какая самая распространённая причина детского травматизма?

Кужалевич: Незнание, что последует за тем или иным действием.

Онищенко: Любопытство, желание познать мир, беззаботность.

Двораковская: И, конечно, главная причина — отсутствие контроля со стороны взрослых.

— Все мы были детьми: гуляли до ночи, жгли костры, купались, залезали в заброшенные дома. Почему же сейчас запрещаем всё это своим детям?

Двораковская: Сейчас мы знаем, чем могло бы обернуться каждое из этих действий. С высоты своего опыта мы уже способны оценить последствия. Поэтому и предупреждаем, рассказываем, пытаемся уберечь. Пусть и говорят, что лучшая наука – наступать на свои грабли, нам бы хотелось, чтобы дети учились на чужих.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: