Сегодня мы продолжаем публиковать материалы о людях, проживающих на территории Тонежского сельского Совета, в рамках проекта «В объективе «Светлага жыцця — сельская жизнь». Благодатная почва на нашей полесской земле: многими самобытными талантами-самородками она славится. По сей день живут в Лельчицком крае носители народных обрядов, традиций, благодаря которым сохраняются ремёсла и промыслы предков, жаль только, что некоторые из умельцев уже в возрасте, и так важно, чтобы молодёжь успела перенять навыки у опытных мастеров, тогда преемственность поколений не прервётся.

— Что, о нашей Владимировне писать будете? — спрашивает женщина-тонежанка, увидев, что мы с фотокорреспондентом подходим к дому героини моего повествования.

После  утвердительного кивка продолжает:

— Очень хорошая женщина, щедрой души человек, никому не отказывает в помощи. Да и вообще люди у нас в селе живут отзывчивые, доброжелательные, работящие.

Галина Малиновская, улыбчивая, приветливая хозяйка,  встретила нас в вышитом своими руками наряде в национальном стиле, радушно пригласила в дом. Когда вошли, показалось, что попали в музей народного творчества — всюду разноцветными узорами, орнаментами, яркими цветами украшали комнату вышитые, тканые изделия мастерицы, причём, одно другого краше. В городской квартире такого не увидишь! Несколько минут стояла, наслаждалась этой удивительной красотой.

Переняла рукотворное умение женщина от своей мамы, искусной мастерицы, а благодаря учительнице Галина с детских лет так прикипела к вышивке, что до сих пор не расстаётся с любимым делом, несмотря на пенсионный возраст.

— Училась я в пятом классе. И вот собрались мы покупать подарок для своей классной руководительницы на 8 Марта, — вспоминает случай из школьной жизни моя собеседница. — А учительница как-то узнала про наши намерения и говорит: «Не нужно мне ничего покупать, ведь вы денег не зарабатываете,  и от родителей ваших ничего не приму». И тогда мы сами вышили ей картину, передавая друг другу работу по очереди, так что каждый постарался вложить частичку своей души. Наш подарок, сделанный своими руками, учительница приняла. Мы уже тогда поняли, как ценится то, что сделано от всего сердца.

Галина Владимировна любила наблюдать за мамой, когда её руки ловко управлялись с ниткой и иголкой, не могла оторвать взгляда и от бабушки, которая сидела за станком и ткала. Галине очень хотелось самой попробовать, и когда та на какое-то время отходила, Галина занимала её место и пыталась повторить так, как это делала бабушка.

— Родители, у которых были дочери, старались запастить приданым, ведь раньше считали, сколько ручников, сколько картин. Чем их больше — тем лучше хозяйка. А красный угол в комнате украшали вышитыми шторами или иконой Божией Матери с ручником. Такая была традиция, — дополняет женщина.

Владимировна вышивает разными техниками — и крестом, и гладью, а «зубы»-кружева довязывает крючком. Для обряда «Чырачка» специально ручник вышила с птичками-воробушками — символом весны-красны.

— А сколько времени идёт на создание такой красоты? — интересуюсь.

— По-разному бывает, — отвечает Владимировна. — Ручник,  простыню за месяц могу вышить, а если нет много работы, то и за 2 недели. Передаём образцы-узоры друг другу, а бывает, и сами придумываем, творим, ищем что-то новое и интересное.

Галина Владимировна — многодетная мама, счастливая бабушка, у неё четверо детей и 10 внуков. Только один старший сын пока не женат, живёт с Владимировной, а остальные дети семейные.

— Старшая внучка Катя всегда раньше приезжала на «Чырачку», участвовала в обряде, — рассказывает моя собеседница. — Она выучилась и работает бухгалтером в Приболовичах в сельхозпредприятии. Вот только в этом году у неё приехать не получилось. Посмотрите, какой наряд для внучки сшила моя соседка, а я вышила узоры. И на мне, как видите, точно такой же  костюм.

Жизнь прожить — не поле перейти. У каждого — свой путь, своя судьба, которую не обойдёшь и не объедешь. За плечами Галины Малиновской — 26 лет  трудового стажа в сельскохозяйственной отрасли.

— Вставала в 4 утра, а домой приезжала к 12 ночи, доили коров в те времена в лесу. Работа отнимала очень много сил и здоровья, спасибо свекрови, она была хорошая, помогала детей смотреть, — говорит женщина. — Я думала, не задержусь в хозяйстве, а получилось — осталась надолго.  В пятьдесят пошла на пенсию и уже 11 лет нахожусь на заслуженном отдыхе. Всегда участвую в обряде «Чырачка», являюсь участницей художественной самодеятельности, пою в ансамбле «Тонежанка». Раньше не могла ходить на репетиции, потому что работала с утра и до вечера…

Говорят, труднее всего в жизни выполнять молитвенное правило и ухаживать за немощными больными родителям. Этот труд требует большого терпения, смирения, доброты, любви, снисхождения к старости. Владимировна принимала с благодарностью выпавшие на её долю испытания. Она смиренно ухаживала за больным мужем (его семь лет назад не стало), потом — за парализованными отцом и матерью, три года досматривала свекровь, которую забрала к себе домой. Господь поддерживал, давал силы.

Но время — лучший лекарь. Когда от сердца отлегло, когда понемногу боль прошла, стала Владимировна ходить в клуб. Песни согревают душу, отвлекают от болезней, вышивка — успокаивает нервы, работа даёт силы (хозяйство ведь — немалое!), общение с внуками, детьми приносит радость. Что для матери главное? Чтобы все самые родные и близкие были здоровыми и счастливыми. Тогда у женщины на душе спокойно, тогда и песня поётся, и узор красивый вышивается, а лицо озаряет радостная и счастливая улыбка.

Фото Николая НИКИТЕНКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: