Сегодня мы предлагаем нашим читателям познакомиться с одной из исследовательских работ под названием «История одной фотографии», которую подготовила и представила на районный конкурс «Это наша с тобой земля, это наша с тобой биография» учитель начальных классов Лельчицкой районной гимназии Наталья Сущик. Наталья Владимировна стала победительницей в номинации «Нет краше в мире ничего родного места моего». Данный конкурс, приуроченный к Году малой родины, проводился по инициативе райкома профсоюза работников образования и науки с участием районного совета ветеранов труда отрасли образования, молодёжного совета.

«Рассмотрим фотоальбомы, которые есть в нашей семье, — свадебный моих родителей, наш с мужем свадебный и семейный. Мне было очень интересно смотреть на родителей-молодожёнов, маленьких детей и вспоминать некоторые радостные события на фотографиях. Но меня не затронула ни одна, потому что всех людей на снимках я знала. И тогда я вспомнила, что, когда гостила у дедушки с бабушкой, увидела необычный старый фотоальбом, который был похож на большую книгу. Почему-то из множества других альбомов мне захотелось просмотреть именно этот.

Когда я окунулась в мир чёрно-белых фотографий, то была удивлена тем, что он был совсем не скучен. В нём хранились события давно ушедших лет. Большинство людей, которые смотрели на меня с этих фотографий, уже давно ушли из жизни, чем вызывали ещё больший интерес. Ведь это были мои родные: бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Все были похожи друг на друга, что позволяло сделать вывод — это одна семья.

Но моё внимание постоянно притягивала одна фотография. Простой снимок, портрет…и больше ничего. Именно на неё мне хотелось смотреть снова и снова. Я решила проверить: может ли одна фотография рассказать о человеке.

На портрете была изображена моя дорогая бабушка Надежда Иосифовна Дриневская. В первую очередь меня заинтриговал её взгляд — одновременно такой далёкий и близкий, суровый и мягкий. Мне хотелось смотреть на неё снова и снова, как будто она не хотела отпускать, пыталась что-то рассказать.

Вместе с папой мы стали вспоминать о нашей бабушке, которой, к сожалению, уже нет с нами… Она из большой семьи: отец, мать, пятеро братьев и две сестры. Бабушка была самой младшей. Все дружно жили, помогали друг другу и заботились — так и должно быть в многодетной семье.

Их отец всю жизнь работал на помещика. А когда Ленин сказал, что землю надо отдать крестьянам, обрадовался, накорчевал себе участок, построил дом. Он очень любил работать и всех детей к труду приучал. Богатства у них не было. Отец моей бабушки, а значит мой прадед, был настоящим хозяином, работал на семью. И когда образовались колхозы, прадед отказался вступать в них. На колхозном собрании постановили — выселить. Хотели и старшего брата бабушки, у которого уже была своя семья, выселить, но за него заступился один офицер.

Так семья моей бабушки оказалась в числе 7 тысяч белорусских семей, которые подлежали высылке в соответствии с Постановлением Политбюро ЦК ВКП/б от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Все эти понятия мне были не очень знакомы, но я точно понимала, что ни к чему хорошему они не привели.

Маленькую Надю оставила у себя семья старшего брата Араама, потому что отец понимал, что она не переживёт дороги. Местом жительства семьи Дриневских был определён спецпосёлок Булатово, только что появившийся на левом берегу реки Вишера. Жили в балаганах, сколоченных из досок. Строили жильё, работали летом на сплаве, зимой — в лесу, на заготовке древесины. Много было народа с Кубани, Беларуси — все такие же переселенцы, как и семья моей бабушки. Прадед стойко переносил трудности и всю свою семью утешал, говорил, что все эти испытания от Бога. Он был человеком очень набожным, и это его спасло. Позже, когда Надя подросла, отец забрал и её.

Я слушала рассказ отца, смотрела на фотографию, и у меня захватывало дыхание. Одна фотография, один взгляд, а сколько он в себе таит! Мне было очень жалко семью бабушки и всех тех людей, которые были спецпереселенцами. Я спросила у папы: «Как они все выжили, как смогли вернуться на Родину, держали ли они обиду на тех, кто с ними так поступил?» Папа долго молчал, а потом вспомнил, что ему мама часто рассказывала о переселенцах: «Люди, оказавшиеся на Урале, в суровом таёжном краю не по своей воле, лишённые Родины, дома, не испытывали обиды на людей, на правительство, на страну. Люди не виноваты. Время было такое».

Я снова спросила папу о том, как семье его мамы удалось обратно вернуться в Беларусь. Он, посмотрев на фотографию, вспомнил слова своей мамы, которая говорила: «Отец мечтал вернуться на Родину, которая ему часто снилась в суровом краю. Обиды он не держал. Просто мечтал…» Так семья бабушки находилась в ссылке с 1930 года по 21 июня 1941 года.

Пришла новая беда — Великая Отечественная война. На фронт забрали всех братьев бабушки, которые были брошены в самое пекло: под Сталинград и на Курскую дугу.

Домой, в родную Беларусь, вернулись только моя бабушка и её родители. Село было разграблено немцами село, всё пришлось начинать сначала. Выдержали, выжили. Но вся та горечь утрат, которую пришлось пережить семье бабушки, сказалась на состоянии родителей, которые вскоре после возвращения домой умерли.

И осталась она совсем одна. Находясь ещё в России, бабушка окончила Чердынское педагогическое училище, а  уже на Родине, в Беларуси,  училась в Минском государственном педагогическом институте иностранных языков. И только работа с детьми помогла не замкнуться в себе и жить дальше. Несмотря на то, что отец просил не обижаться на людей, бабушка не могла жить с чувством той несправедливости, которая затронула её семью. Она стала добиваться реабилитации семьи. Так решение, вынесенное в административном порядке 16 февраля 1930 года, в отношении всей семьи моей бабушки, было отменено Постановлением Верховного Совета РБ от 6 июня 1991 года  «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20-30-х годов в РБ». По данному делу семья Дриневских была реабилитирована.

Папа показал мне эти документы. Это были справки, которые мы вместе с ним изучили. Многие понятия мне до сих пор не знакомы. Но одно я поняла точно: людская зависть, один косой взгляд могут принести много горя. Ведь богатства у семьи Дриневских не было — только двор, дом и хозяйственные постройки. Вся семья из 9 человек жила в одном доме, работали в поле, вели хозяйство.

Когда было вынесено решение о реабилитации, бабушка очень долго плакала, вспоминая своих родителей, так и не дождавшихся этой радости, сестру, которая осталась на Урале, братьев, не вернувшихся с войны.

Шло время. Надя стала красавицей Надеждой Иосифовной — учительницей, которую ценили и уважали дети, родители и коллеги.

Однажды к ним в школу пришёл моряк. Он сразу же заметил красавицу Надежду. Симпатия возникла и со стороны Нади. Так родилась новая семья.

Надежда и Михаил работали учителями, строили дом. Родили троих сыновей. К слову, мой папа Владимир был старшим. Бабушка воспитывала в своих сыновьях чувства справедливости, уважения, взаимопомощи не только друг к другу, но и к другим людям. Она мечтала, чтобы участь тех суровых и печальных дней, которые были в её судьбе, не смогли проникнуть в жизнь её сыновей.

Они росли достойными детьми своих родителей. Старший Владимир стал учителем, средний Михаил — инженером, младший Вячеслав — врачом.

Вместе с папой я изучила много документов, которые подтверждали, что моя бабушка была уважаемым человеком. Её ценили коллеги, друзья, любили дети. Она была награждена грамотами районного и областного отделов народного образования, медалью «Ветеран труда». За любовь к своей профессии, за сердце, отданное  детям, мою бабушку наградили знаком «Отличник народного просвещения».

И чем больше папа мне рассказывал, тем интереснее казалась мне её жизнь. Одна фотография, один человек, а сколько интересного я узнала о ней! И снова мой взгляд встретился со взглядом бабушки, который был уже не так суров. Мне, с одной стороны, было очень жаль, что уже с малых лет ей пришлось столкнуться с трудностями.  С другой стороны, меня переполняло чувство гордости за то, что у меня такие сильные духом, уважающие семейные ценности, любящие свою Родину предки. Я горжусь тем, что женщина, смотрящая на меня с фотографии, является моей бабушкой.

Хотела бы я быть похожей на неё, но пройти тот же путь, что и она, наверное, нет. У каждого должен быть свой жизненный путь, который нужно пройти с достоинством.

Папа закрыл фотоальбом, и мы молча разошлись по комнатам. Я старалась проанализировать всё услышанное. Передо мной снова всплывали чёрно-белые фотографии. Я решила сделать эксперимент: вспомнить из тысячи фотографий, которые есть у меня в компьютере, хотя бы одну. И, не поверите, не вспомнила, потому что они все одинаковые, не говорящие ни о чём. Затем я мысленно проанализировала фотографии, которые есть в нашем семейном фотоальбоме. И, ура, получилось: я вспомнила свадебные фотографии своих родителей, наш семейный альбом. Вы спросите: нужны ли нам фотоальбомы? Я отвечу: «Нужны и ещё раз нужны!»

На следующий день я рассказала о своей работе близким мне людям. Поинтересовалась, знали ли они те факты из жизни нашей бабушки, которые узнала я, и нужны ли нам семейные фотоальбомы. Все, затаив дыхание, слушали мой рассказ. Многим из них захотелось узнать о прошлом нашей семьи. Каждый из нас должен знать и понимать, что нельзя смотреть в будущее, не зная своего прошлого».

Подготовила Светлана ЛИПСКАЯ.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: