Прохождение техосмотра является обязательным для всех владельцев транспортных средств. Это давно уже стало аксиомой. Напомним, что для разных авто предусмотрены разные периоды прохождения технического осмотра. Для тех, у кого транспортное средство старше 10 лет, техосмотр необходимо проходить раз в год, если же авто младше, то можно проходить раз в 2 года. Техосмотр нужен для того, чтобы убедиться, что ваш автомобиль находится в хорошем рабочем состоянии. Ведь обязательное прохождение технического осмотра — это безопасность вашей жизни, жизни ваших пассажиров и других участников дорожного движения. Казалось бы, что тут ещё не понятно?

— Основным камнем преткновения является здесь так называемый дорожный налог, — поясняет наш собеседник —  инженер по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении Лельчицкой диагностической станции №143 УП «Белтехосмотр» Валентин Тарасенко. — Как известно, появился он в Беларуси в 2014 году. Целью нововведения было заявлено финансирование строительства новых и ремонта существующих дорог. 50% суммы от госпошлины поступают в республиканский бюджет, 50% — в местные бюджеты. Размер госпошлины составляет от 3 базовых величин и зависит от типа и массы транспортного средства.

Сбор взимается во время прохождения техосмотра (без соответствующей квитанции его не пройдёшь), и это привело к тому, что автовладельцы предпочитают заплатить штраф за отсутствие техосмотра, чем сам сбор, который в несколько раз больше. Кстати, сегодня сертификат технического осмотра есть только у трети машин, которые зарегистрированы в Беларуси. В итоге бюджет недополучает деньги, а безопасность дорожного движения снижается. Чаще всего водителей «заворачивают» на станциях техосмотра из-за проблем с тормозами. Громкое ДТП со смертельным исходом 2 декабря прошлого года в Минске возле ТЦ «Замок» спровоцировало очередную дискуссию о том, что с правилами техосмотра у нас что-то не так. Нужна реформа. Но какая? И вот, кажется, первый шаг в данном направлении сделан.

Как сообщил 5 октября во время выступления в Палате представителей премьер-министр Беларуси, госпошлину на допуск к участию в дорожном движении будут взимать отдельно от техосмотра. Предполагается, что новая система взимания налога начнёт действовать со второго полугодия 2019 года.  Транспортный налог будет оплачиваться на срок от одного месяца, сделать это можно будет через ЕРИП, сообщил глава правительства. Таким образом, будет выполнена задача по восстановлению социальной справедливости в отношении тех физлиц, которые используют транспортные средства не круглый год, а в нужное им время. Вместе с тем, система оплаты сбора для юридических лиц останется практически прежней. Что касается неплательщиков налога, то в случае их выявления им придется заплатить сбор в два раза больше. Осталось лишь создать эффективную систему контроля, которая позволит обнаруживать неплательщиков. Кроме того, председатель Совмина особо подчеркнул, что транспортный налог не будет включен в цену топлива.

— Валентин Антонович, какая тенденция (положительная или отрицательная) в прохождении техосмотра наблюдается в нашем районе?

— Как это ни удивительно, но впервые с тех пор, как ввели «дорожный налог», в текущем году в районе наблюдается положительная тенденция: если за весь 2017 год у нас техосмотр прошли 900 автомобилей, то за 9,5 месяца текущего года — более 1680. Кроме того, согласно постановлению Совмина от 6 декабря 2017 года, при продаже автомобиля отметку о пройденном техническом осмотре мы благополучно перенесли в сертификат 113 новым владельцам транспортных средств.

— И чем объяснить такой энтузиазм: проснувшимся вдруг высоким сознанием автомобилистов или высокими штрафами за не пройденный техосмотр?

— Я бы сказал, и тем, и другим. Но в большей степени, конечно, здесь играет роль наказание рублём. Иначе нашего человека не расшевелить. К слову, штраф за езду без допуска к участию в дорожном движении составляет сейчас от 1 до 3 базовых величин. Когда попался первый раз. Во второй и последующие разы — от 2 до 5 базовых величин. Если говорить о высокой сознательности наших автомобилистов, то отмечу, что наблюдается она чаще всего у людей старшего поколения, которое росло и воспитывалось в несколько иных условиях жизни.

— Если не учитывать «денежный вопрос», почему ещё необходимо проходить техосмотр и чем чревато его игнорирование?

— Причин для обязательного прохождения техосмотра достаточно. Но сошлюсь лишь на один жизненный пример. Беларусь — цивилизованная страна, и это значит, что наши люди тоже ездят за границу на собственном авто. У нашей республики есть международные обязательства, в соответствии с которыми мы присоединились к Венской конвенции и, значит, обязались периодически проводить у себя технические осмотры транспортных средств. Получается, что если мы откажемся от этого, то наш транспорт перестанут пускать в Европу, а также в восточном направлении. Даже ставился вопрос об организации специальных пунктов технического контроля на границах и не пропускать через них транспорт, не имеющий допуск к участию в дорожном движении. Как известно, люди, живущие в приграничье (Брест, Гродно) и наиболее часто выезжающие в страны Евросоюза, как никто другой чувствуют на себе, что значит иметь транспорт с непройденным техосмотром. Например, на станцию диагностики в один из приграничных с Литвой городков нередко приезжают проходить техосмотр чуть ли не в ночное время – столько желающих. И в основном это те автовладельцы, которых «завернули» на границе из-за непройденного техосмотра. Так что сегодня без техосмотра — никуда.

В заключение отмечу, что аккуратный ежедневный уход за автомобилем, регулярный ремонт и постоянное его техническое обслуживание позволяют существенно уменьшить затраты на подготовку к техосмотру, поскольку все основные системы и узлы машины будут в полном порядке и заранее отрегулированы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: