Коляды — один из главных зимних праздников, который связан в первую очередь с днём зимнего солнцестояния и символизирует начало нового года — и солнечного, и сельскохозяйственного.

Наши предки празднование начинали 25 декабря и продолжали до 6 января. С принятием христианства языческий праздник превратился в праздник рождения Иисуса Христа. Колядные святки стали праздноваться с 6 до 19 января.колядки, лельчицы, рождество, обряды Название праздника Коляды — языческое. Существует предположение, что само слово «Коляда» возникло от слова «Коло» — Солнце. По одной из версий, это слово символизировало Солнце, которое поедало тьму — имелось в виду увеличение светового дня. По другой версии это название расшифровывалось, как «кол-яда», «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с песнями, плясками и переодеваниями. За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали.

Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. Кололи свинью (в бедных семьях это был один из немногих дней, когда можно было поесть мяса вдоволь), делали генеральную уборку в доме, шили новые наряды, а также тщательно мылись в бане. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно.

Сам праздник проходил по чётко выверенному сценарию, придерживаться которого было обязательно. До вечера 6 января люди соблюдали пост, и только после появления первой звезды на небе садились за стол. Одним из обязательных условий было сено, которое лежало под скатертью до самого Щедреца (14 января). На столе должны были быть кутья и взвар, а еда была очень сытной, мясной — блины, жареная колбаса и т.д. Взваром наши предки называли компот из сушёных яблок и груш. 7 января, в первый рождественский день, было принято навещать своих крестников, дарить им подарки. Вечером наступало время молодёжи. Большие компании по 10-15 человек переодевались в цыган, в медведей, обязательно одевали одного из членов группы козой. На Полесье кроме этого делали звезду. Колядующие пели песни, частушки, танцевали, славили хозяина дома и его семью. За это их одаривали всякими вкусностями и мелкими деньгами. Закрыть перед колядующими дверь означало накликать беду и на дом, и на хозяйство.

Второй день Коляд назывался днём святого Степана. В этот день хозяева расплачивались со своими работниками, после чего те могли высказать все свои обиды. Закончив с выяснением отношений, хозяева и работники или заключали новый договор на год, или расходились. Об этом дне даже существует поговорка «На святы Сцяпан кожны сабе пан».

В городе празднование отличалось от деревенского, там в это время устраивались праздничные гулянья, ярмарки. Для богатых горожан проводились балы и танцевальные вечера. Любили этот праздник и дети: они могли наслаждаться спектаклями, танцами, праздничной ёлкой и подарками.

Обязательным атрибутом Коляд были гадания. Гадания начинались 6 января и продолжались до Щедреца. Только в это время девушки могли заглянуть в своё будущее. Способов узнать его было великое множество. Вот некоторые из них. Девушки бросали сапожок с левой ноги через плечо, в какую сторону смотрел носок, оттуда и суженый придёт. Две иглы натирали салом и опускали в воду. Если затонут, то год будет неудачный, а если сойдутся вместе, то быть в этом году замужеству.

Гадали и на поленьях. Девушка брала наугад из поленницы одно полено, по которому потом и определяли, каким будет жених. Если полено было гладкое, значит, жених будет красавцем, если шероховатое — некрасивым. Если попадалось полено с сучками, значит, он будет из большой семьи. Кривое полено означало, что муж будет неприглядным.

С песнями и танцами праздновали и Щедрец (14 января). В деревне выбирали самую красивую девушку — Щодру – и надевали на неё венок и ленты. Во главе со Щодрой процессия ходила по деревне и пела щедровки, которые начинались со слов «щедрый вечер, добрый вечер». Хозяева старались и сейчас не скупиться на угощения, чтобы следующий год был благополучным.

Три кутьи (обрядовых вечера) было на протяжении колядных святок. Первая кутья называлась великой и проводилась накануне Рождества. Она была постной. Вторая кутья называлась богатой и проводилась перед Новым годом. Стол ломился от всевозможных сытных кушаний, даже кутья готовилась на сале или масле.

Третья кутья тоже была постной, водяной. Во время её проходил обряд, который получил название «запісванне каляд». Хозяин дома в этот вечер выходил с мелом и рисовал кресты на всех воротах и дверях, чтобы защитить свой дом и своё хозяйство от нечистой силы.

Во многих деревнях Лельчицкого района сейчас колядуют в основном с 7 на 8 января, в Лельчицах с 13 на 14 января.

Народный праздник «Коляда» прошёл 13 января на городской площади в Лельчицах. Его организатор — районный центр культуры и народного творчества. В празднике приняли участие и многие другие коллективы художественной самодеятельности учреждений культуры района.

Как и полагается, ряженые пели колядные песни, желая всем участникам праздника богатого и щедрого года.

Колядки прошли и в некоторых учреждениях дошкольного образования района. 14 января редакция газеты «Светлае жыццё» принимала колядовщиков из районного коррекционного центра и реабилитации. Ребята с педагогами ежегодно приходят в редакцию, чтобы спеть колядные песни, поздравить с зимними праздниками.

Подготовила Людмила ШТАРЁВА.

Фото Николая НИКИТЕНКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: