Трудиться без регистрации ИП отныне разрешено по 30 направлениям: кроме агротуризма, репетиторства, ухода за детьми и стариками можно ремонтировать дома, квартиры и обувь, убирать помещения, делать на дому прически и педикюр, обновлять старую мебель, продавать домашнюю выпечку и рассаду — были бы силы да умение!

Занимай свое место

В принципе такие умельцы не сидели без работы и раньше, но не афишировали свои услуги, находились, так сказать, в тени. Открывать ИП многим было не с руки: накладно, да и хлопотно. К тому же такая подработка у некоторых носила временный или сезонный характер. С появлением нововведений в законодательстве многое изменилось. Например, знакомому парикмахеру трудиться на дому мешала бдительная соседка, периодически информировавшая налоговую о нелегальной работе женщины. Приходилось не один раз подключать свекровь, чтобы та сидела с детьми, а самой трудоустраиваться в ближайший салон. Но терпения бабушки хватало от силы на год, поэтому мастеру дамских причесок вскоре опять пришлось трудиться “надомницей”. Зато сейчас она спокойно работает без оглядки на завистливую соседку и платит взносы в ФСЗН: впереди маячит пенсия — надо зарабатывать страховой стаж.

Перемены в предпринимательской деятельности позволили начать трудовую биографию и непутевой дочери моей приятельницы. Еще в подростковом возрасте девочка связалась с плохой компанией, бродяжничала, с трудом окончила девять классов. Из швейного училища, куда ее чуть ли не силком отвез отец, сбежала. Случайная беременность, как и роды, мало что изменили в разгульной жизни. Не в силах вразумить бестолковое чадо родители уповали только на время. Однако ничего не изменилось. Разве что внучка подросла, пошла в детский садик, а дочь так и сидела без работы.

Возможность открыть свое дело без оформления ИП вдохновило и молодую маму на трудовые подвиги. Решила попробовать свои силы в наращивании ресниц и маникюре. Это единственное, что она умеет. Первых клиенток обслуживала бесплатно — занятие ей нравилось. Затем появились первые заработанные деньги. Сегодня на обслуживание своих клиенток девушка выезжает в Жлобин и Речицу. Молодую маму устраивает, что нет строгого расписания, можно трудиться как у себя дома, так и в квартире клиентки. В конце прошлого года, перед новогодними праздниками, заказов было особенно много: на ее художественную роспись ногтей уже очередь. О будущей пенсии и уплате взносов в ФСЗН молодая женщина еще не задумывается. Пока планирует раскрутиться, наработать клиентскую базу, а там видно будет.

А вот история хозяйки коттеджа, которой непросто справляться с обслуживанием большого дома. После ухода из жизни супруга как-то все стало ветшать. Сначала появились проблемы с отопительным котлом, потом трещины на стене гостиной, вскоре потребовалось нарастить батарею в холодном зале: в углах проступила плесень. Чтобы как-то справиться с этими бытовыми напастями, Любови Ивановне посоветовали Ваню из Новобелицы.

50-летний мужик оказался рукастым: умеет плотничать и столярничать, разбирается в электрике, на “ты” с электросваркой. Указывать ему, что делать, не нужно: сам все видит и Ивановне обозначает. Трудится он добросовестно и каждый вечер получает расчет на руки в виде 30 рублей. А вдобавок за свои старания и горячий обед — хозяйка сама расщедрилась на такой бонус. В результате всех все устраивает: Ваня-умелец заплатил налог и спокойно деньги зарабатывает, а Любовь Ивановна и ремонтом довольна, и своим хозяйственным помощником. Но бывает, к сожалению, и по-другому.

Уговор — не договор, или Концы в воду

Сейчас, когда список направлений предпринимательства, не требующих от физических лиц регистрации в качестве ИП, значительно расширился, заметно оживился и рынок услуг. Это и понятно: при таком раскладе не требуется открывать счет в банке, получать лицензию и тратиться на кассовый аппарат, писать отчеты в налоговую. Чтобы приступить к своему делу, нужно подать заявление, заплатить единый налог. И работай в свое удовольствие. Выигрываем в этом случае и мы, клиенты: чем больше выбор мастеров, тем выше между ними конкуренция и ниже цены на услуги. Однако, как показывает практика, могут быть и здесь нюансы, с которыми сталкиваются заказчики и исполнители.

О своей проблеме сообщила в редакцию “Гомельскай праўды” Антонина Макарова из Гомеля. По объявлению в рекламке она пригласила в пустую родительскую двушку специалиста по ремонту потолков. Договорившись о цене и закупив строительную смесь, тот принялся за ремонт. Через пару дней попросил выдать часть денег в виде аванса за выполненную работу. Не проверив сделанное, женщина просьбу выполнила. Но мастер, предварительно прихватив свои инструменты, в квартиру больше не вернулся. Стал недоступен вскоре и его мобильный номер.

Вот тут и выяснилось, что, разметав по квартире мешки со шпатлевкой и разведя грязь, к ремонту потолка он даже не приступал. Антонина Ивановна попыталась найти на обманщика управу. Но где и как? Даже фамилии не знала, как и данных его паспорта. Позвонила в Гомельское город­ское общество защиты прав потребителей. Там тоже развели руками: без документов и свидетелей отстоять правоту практически невозможно. Другое дело, если бы на руках был договор бытового подряда, расписка мастера в получении денег.

В милиции, куда Антонина пришла за советом, женщину направили в суд: между заказчиком и исполнителем граждан­ско-правовые отношения. Но какой суд без документов, фамилии мастера и доказательств того, что тот деньги взял, а работу не выполнил? Одним словом, пришлось искать для ремонта другого специалиста. И заключать с ним договор с указанием порядка расчета за выполненную работу — только после ее завершения. Жизнь, как говорится, научила.

В инспекции МНС по Центральному району Гомеля подтвердили: если договорные отношения не оформлены документально, избежать подобных недоразумений вряд ли удастся. Обезопасить интересы двух сторон может только подписание договора бытового подряда с четким указанием объема работ и порядка расчета. В документе также будет не лишним указать, кто закупает материалы, за чей счет они будут доставляться. При приемке работы мастеру не помешает заручиться распиской клиента, что тот не имеет претензий к качеству, а заказчику в свою очередь потребовать от мастера расписку в получении денег.

Овчинка в дырках?

Если в Гомеле и райцентрах нововведения в предпринимательском законе вызвали активный интерес, то в сельской местности на эти перемены отреагировали слабо. Например, в Петриковском районе по состоянию на 1 декабря прошлого года возможностью открыть свое дело без регистрации ИП воспользовались немногие.

Как выяснилось, пока не все знают об изменениях в законе. Тот, кто проявил интерес к агротуристическому бизнесу, уже им занимается. По количеству агроусадеб район один из первых на Гомельщине. Давно объезжают полесскую глубинку и частники с продуктами — эта ниша также занята. В малонаселенных деревнях заработок только один: сельские подворья одиноких стариков. Одному требуется помощь в заготовке дров, другому — в ремонте забора или крыши. Иногда просят подремонтировать печку или заменить разбитое в окне стекло. Заработок за такую работу (за исключением перекладки печи) небольшой, от силы 5 — 7 рублей. А размер единого налога, который требуется платить каждый месяц, бывает большим.

Есть сложность и в том, что налог на каждый вид деятельности установлен разный: на распилку и колку дров — один, на кладку и ремонт печей — другой. Вот и чешут затылок сельские умельцы: как, не нарушив закон, и пожилым землякам помочь, и денег себе подзаработать? Однако жизнь не сегодня завтра отрегулирует и эти нестыковки в развитии малого бизнеса на селе. Ведь востребованы социальной службой уже и коммерческие услуги. К тому же большинство частников дорожат своей репутацией и заинтересованы в оказании качественных услуг.

Мария Зубель

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: