«Парад суверенитетов» в конце 80-х начале 90-х годов, во время которого декларации о государственном суверенитете приняли Эстонская, Латвийская, Литовская, Грузинская, Молдавская ССР и РСФСР, подтолкнул белорусов к идее суверенизации.

22 июня 1990 года Постановлением Верховного Совета БССР была образована Конституционная комиссия. В состав вошли 74 человека: 61 депутат Верховного Совета и 13 специалистов в области права. 27 июля этого же года Верховным Советом БССР  принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», в которой было заявлено о верховенстве Конституции БССР и её законов.

Белорусские конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права личности, позволили сохранить этнокультурную самобытность белорусов, в целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.

Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством. Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет. Камнем преткновения стал вопрос, какой быть молодой независимой республике — президентской или парламентской. Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета. С июля 1990 года по февраль 1994 года законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз.

Проект Конституции суверенного белорусского государства опубликован в печати 3 декабря 1991 года, доработанный проект — 22 августа 1992 года.

Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва. При конституционном кворуме голосования и принятия решения за принятие Конституции проголосовали 236 депутатов, против — 6, воздержались — 8, не голосовало — 57.

Вступившая в силу Конституция фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Она установила принципы демократического строя: народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, политический плюрализм, верховенство права, приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.

Конституция Республики Беларусь обладала высшей юридической силой. И по сей день её положения имеют приоритет над иными актами, а законодательные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной в ней процедуре.

Впервые в Беларуси был введён институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте — национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах.

10 июля 1994 года после борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси Александр Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании. Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту. Верховный Совет наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).

В сентябре 1994 года Верховный Совет одобрил представленную Президентом Программу неотложных мер по выходу экономики страны из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платёжного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.

Спустя полгода, опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой «непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов», глава государства представил на суд народа конкретные инициативы, которые в ходе всенародного голосования получили широкую поддержку общества. В результате была изменена государственная символика, русский язык стал вторым государственным языком.

Однако в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной. Поэтому Президент Александр Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства. В результате голосования 24 ноября 1996 года обновлённый проект Конституции поддержали 70,5% от общего числа избирателей.

В обновлённом Основном Законе было закреплено положение о верховенстве права. Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.

Вместо Верховного Совета был учреждён двухпалатный Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики. Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Был учреждён новый контрольный орган — Комитет государственного контроля. Конституционный суд был включён в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом стало исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. За новую редакцию указанной нормы Конституции высказались 79,42%граждан от общего числа внесённых в списки для голосования. При этом характер взаимоотношений трёх ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закреплённые ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Эксперты-правоведы не случайно называют Основной Закон нашей страны прогрессивным документом. Конституция Республики Беларусь вобрала в себя ключевые положения Всеобщей декларации прав человека, международные пакты ООН о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах.

Основываясь на Конституции, четверть века Республика Беларусь развивается и укрепляется. Прошедший период подтвердил приверженность белорусского народа общечеловеческим ценностям, его стремление последовательно утверждать реальные права и свободы человека и гражданина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: