«Не печалься великому горю, и не радуйся великой радости», — по такому материнскому наказу живёт свою нелёгкую, долгую жизнь одна из старейших жителей горпосёлка, простая женщина-труженица Любовь Ивановна Флёрко, которая 25 июня отметила 90-летний юбилей.

Люба была вторым ребёнком в семье, старший брат Пётр родился на год раньше, после неё друг за другом появились на свет Василий, Анатолий и Григорий. Младший брат умер в младенчестве, мать Евгения Платоновна после смерти мужа Ивана Тафильевича, в 1939 году, овдовела, оставшись с пятью детьми на руках.

Любовь Ивановна вспоминает:

— До войны мы посещали школу только зимой — до начала и после окончания полевых работ, так как во всём помогали своим родителям: заготавливали сено и дрова, ухаживали за огородом, выпасали коров. Отцовских надёжных рук в нашей семье не было, поэтому после войны я, окончив семь классов, в июне 1945 года, устроилась работать на телеграф, а братьев Василия и Анатолия забрал к себе на работу бывший тогда директор заготскота Коваль, имени и отчества его я уже не помню. Он очень жалел нашу семью и чем мог, помогал. Старший Пётр с парнями из Лельчиц уехал на заработки куда-то в Сибирь, оттуда он уже не вернулся. Позже товарищи брата рассказывали, что у него внезапно заболел живот, через некоторое время он умер, там его где-то и похоронили. Я помню, как мама, со свойственным ей смирением голосила и причитала…

— Работа телеграфистки предусматривала изучение азбуки Мо̀рзе, которую я выучила без особых трудностей, так как любила и хотела учиться, познавать что-то новое. Моими любимыми предметами в школе были язык и литература, всегда много читала, мечтала продолжить обучение в каком-либо учебном заведении, но нужно было как-то выживать после войны, помогать овдовевшей матери, — поделилась мыслями Любовь Ивановна. — В наш дом шло много разных периодических изданий, районка, конечно на первом месте, потом журналы «Работница», «Крестьянка», журнал «Огонёк» и другие.  Из них я выписывала разные рецепты, интересные житейские истории, которые храню до сих пор. А ещё я очень любила вышивать, вязать крючком, кулинарничать. Когда была маленькой, мечтала о том, чтобы поскорее встать вместо матери возле печки и готовить еду.

Молодые годы.

Хорошо помню и войну, как во время оккупации прятались от немцев в болоте в урочище Ямное, что находится между Лельчицами и Чемерным. И, что самое интересное, немецкие оккупанты туда никогда на доходили. Мы слышали их голоса, гул моторов техники, лай собак, но остались невредимы, думаю, по молитвам матери.

Несмотря на превратности судьбы, Любовь Ивановна от природы имеет бесценный дар — чувство юмор. Это качество характера помогает преодолевать трудности. Вот так, шутя, моя собеседница познакомилась со своим мужем Михаилом.

— Я тогда работала на телеграфе, а молодой красивый офицер пришёл давать телеграмму в воинскую часть своему начальству о том, что задерживается в Лельчицах по служебным делам, — рассказывает женщина. — Телеграмму я уже давно отправила и сказала ему об этом, а он не уходит — стоит и смотрит на меня. На следующий день всё повторилось. Он спросил: «Девушка, можно вас проводить домой, скажите мне свой адрес», а я отвечаю: «Мой адрес улица Курицы, дом Петуха». Он сразу и не понял, что я шучу. В 1952 году мы, поженившись, уехали жить к его месту службы в город Борисов. Через год родилась дочь Валентина. Мы жили в достатке. Михаил везде возил меня на машине, а за нашей маленькой дочкой ухаживала няня. В воинской части я работала телеграфисткой-морзисткой. Но крепкой семьи с Михаилом не получилось, я осталась с тремя детьми на руках — Валентиной, Татьяной и Александром, вернулась обратно в Лельчицы. Однажды обжёгшись, замуж больше не выходила. Детей поднимали с мамой вдвоём, строили дом.Любовь Ивановна, муж Михаил, мать Евгения Платоновна, дочь Валентина. 1953 год.

С 1959 по 1983 год я работала на пищекомбинате рабочей: делали соки из черники, клюквы, яблок, разные консервы. Трудились тяжело, так как все производственные процессы осуществлялись практически вручную. Вечно прятала руки, так они от работы с фруктами и ягодами были по локоть тёмными, только кислотой их и можно было немного отмыть.

С коллегами во время работы на пищекомбинате. Начало 1960-х годов.

Ответственность и добросовестность, честность и порядочность, безотказность — эти качества помогали Любови Ивановне справляться со всеми трудностями. На работе среди коллег и руководства она пользовалась авторитетом. Неоднократно награждалась Почётными грамотами различных уровней, три созыва являлась народным депутатом, заседателем народного суда. Имеет медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда».

Заслуженные награды.

Бывшая коллега Наталья Сельвич вспоминает:

— Любовь Ивановна была очень работящей, никогда не отказывала в помощи. Все знали как ей тяжело, но она не жаловалась, всегда была в хорошем настроении, хотя можно только представить какая тяжёлая жизнь была у неё без надёжных мужских рук, да ещё в то послевоенное время. Вся работа по дому и мужская, и женская, воспитание и обеспечение детей лежало на их с матерью плечах.

— Моя мама похоронила всех четырёх сыновей, — задумавшись, говорит Любовь Ивановна. Из жизни они уходили молодыми. Не знаю, откуда она брала силы жить, наверное, такая черта характера как смирение перед обстоятельствами, не растрачиваясь на то, что нельзя изменить… «После горя всегда бывают минуты радости», — часто повторяла она. Мама никогда не сердилась, всегда была уравновешенной, мы не видели её плачущей. Сколько же на её долю выпало несчастий, но она сохранила в себе свойство не падать духом и не унывать. Её можно было назвать хладнокровной, но можно себе представить, что творилось в её душе… Она, конечно, была примером во всём для меня, и моих детей.

Теперь за Любовью Ивановной ухаживает одна из дочерей, Татьяна. Она рассказала:

— Думаю, что секрет долголетия мамы в том, что она всегда была сторонницей здорового образа жизни: делала физзарядку (её лучшие друзья гимнастическая палка и обруч), лишнего не кушала, следила за весом. Мама очень дружелюбна, она до сих пор поддерживает отношения с людьми, с которыми знакомилась много лет назад, бывая в разных санаториях. Она часто повторяет: никогда не думала, что проживу столько лет.

Род Любови Ивановны продолжили четверо внуков и семь правнуков.

Жизнь этой простой женщины-труженицы получилась замысловатой, закодированной особым способом, словно азбука Мо̀рзе, состоящая из длинных тире и точек, оканчивая одну страницу непростой жизни и начиная другую.

Людмила ШТАРЁВА.

Фото автора и из семейного альбома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дорогую Любовь Ивановну Флерко я знаю с июня 1981.Я приехала работать виноделом на строящийся винзавод совхоза «Лельчицкий».С первых дней мы подружились с Любовь Ивановной.Она работала купажисткой.Порядочней и честнее человека я назвать не могу.Она стала мне коллегой,подругой,помощницей.В моей не простой и не очень легкой жизни Любовь Ивановна давала.советы,когда хотелось выть от отчаяния.Она помогала растить моего сыночка,т.к.я и декрете-то не была на 11-ый день после родов вышла на работу.Дорогая моя тетя Люба я со своей семьей поздравляю Вас с.Юбилеем и низко кланяемся вам!Я сейчас живу далеко,в Израиле,но вас, моя дорогая,вашу семью,Наташу Сельвич и людей,близких и дорогих моему сердцу,я не забуду никогда.
    С уважением и благодарностью искренне ваша Маргарита Романовна Тимощенко.

Добавить комментарий

Войти с помощью: