При слове «командировка» многие обречённо вздыхают: пустая трата времени и денег, лучше б на работе все дела переделали. А если ещё и ехать далеко — всё, туши свет. Я думала точно так же, когда пришла программа двухдневного медиафорума в Бресте.

Начну с того, что автобуса «Лельчицы-Брест» не существует. И, как это бывает в нашей местности, надо искать окольные пути и пересадки, чтобы добраться до пункта назначения. Меня ждали Калинковичи, четыре часа в зале ожидания и ночной поезд. Как правило, долгая дорога бывает утомительной, и время тянется слишком медленно, поэтому я решила скрасить ожидание очередным бестселлером в области мотивационной литературы, на который в последнее время катастрофически не могла выкроить ни минутки. И, представьте себе, получила истинное наслаждение от неспешного вдумчивого чтения. А в купе поезда оказалась единственным пассажиром! Чем не повод для маленькой радости? Потом меня ещё и в гостинице поселили одну в номере, что просто прекрасно для истинного интроверта.

Но — закончим с важными бытовыми мелочами.

Впереди меня ждал XIV Белорусский международный медиафорум «Партнёрство во имя будущего: журналистика и социальная защита общества». В Рыньковский дворец съехались представители СМИ не только из Беларуси, но и из России, Украины, Литвы и Латвии, а также Азербайджана, Армении, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Китая, США и других стран. Вместо высоких слов говорили о важном: как сохранить печатные издания и телевизионные каналы, как привлечь читателей и зрителей, как помочь людям ориентироваться в океане информации. Несмотря на географические различия, средства массовой информации во всех странах заботят одинаковые проблемы, и это позволяет вместе искать пути их решения. Государственные и частные печатные издания, телеканалы и радио — все мы по сути боремся за свободное время потребителя. Как сделать так, чтобы человек потратил свободные минутки именно на нас?

Первый день форума доказал, что цель настоящих СМИ по-прежнему в предоставлении правдивой и доступной информации. Гонка за рейтингами, искусственное раздувание скандалов ради так называемого «хайпа», привлечение внимания к пустоте или лжи — удел низкопробной жёлтой прессы.

После пленарного заседания моя группа отправилась в Брестский научно-технический парк, чтобы обсудить современные тренды интернет-журналистики. В мире, где сегодня каждый может стать блогером и «новостником», обострилась проблема «фейковых» новостей, недостоверности, однобокости подачи информации. Средства массовой информации взвалили на себя миссию по уточнению, разъяснению и опровержению. Формирование общественного мнения и представления людей о мире ведётся не только с печатных полос и телевизионных экранов, оно идёт из мониторов и смартфонов. Картина должна быть реальной, без приукрашивания и нагнетания. Мы обсуждали с представителями зарубежья тренды их местного интернет-пространства, они делились опытом и идеями. В момент подобных бесед возникает ощущение сопричастности и единства.

После мозгового штурма организаторы предоставили нам время для прогулки по Бресту. Если вы здесь впервые, то обязательными пунктами для вашего путешествия должны стать Брестская крепость, которая находится в черте города недалеко от железнодорожного вокзала, и пешеходная улица Советская, на которой настоящий штатный фонарщик в форме петровских времён вручную зажигает фонари.

Печатников не волнует вопрос, есть ли жизнь на Марсе. Наш вопрос звучит так: есть ли будущее у газеты? Это стало для меня лейтмотивом второго дня форума. Летняя школа журналистики состоялась в Брестском университете имени Пушкина. Наболевший вопрос о перспективах печатных изданий мы задали преподавателю факультета журналистики БГУ, и он рассказал нам одну показательную историю. Частенько бывая за границей с рабочими визитами, он наблюдал за тем, как менялся источник информации у простого обывателя. Десять лет назад в Европе традиционно читали газеты, пять лет назад люди не расставались с электронными гаджетами. И вот новая недавняя поездка — а в общественном транспорте все снова читают газету. Дань моде отдана, пришло время вернуться к надёжным источникам, запаху газетной бумаги и типографской краски, шелесту исписанных страниц. При этом потенциал у районных газет огромен — порой районки становятся единственным изданием, которое покупают люди, делая выбор в пользу местных новостей. Наша задача — снабжать читателей информацией, касающейся мировых, республиканских и областных новостей, чтобы расширять информационное поле. К тому же, как рекомендовали специалисты, не стоит останавливаться в развитии, надо совершенствовать дизайн издания, опираясь на вековой опыт европейских газет-мастодонтов. К концу лекции мой блокнот трещал по швам от заметок и идей.

На мой взгляд, самое ценное в подобных командировках — это общение с коллегами. Обсуждая вечером итоги дня в уютном кафе за чашечкой ароматного латте, я испытываю удовольствие от беседы на понятные нам профессиональные темы (и, что уж греха таить, кое-что помечаю для себя в блокноте). Какие же мы разные, какие же разные методы и формы используем в работе! Но мне определённо спокойно за будущее национальных СМИ, потому что у нас есть желание совершенствоваться, пусть не в один миг, пусть мы не завтра станем эталоном, но идей и энергии хватит, чтобы стать для читателя достойным источником информации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: