По дороге в детский сад и домой, в гости или в ожидании очереди куда-либо вместо игр на мобильном телефоне предложите ребенку поиграть в речевые игры.

  • Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, воробей – воробьи.
  • Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, окно – окошко, машина – машинка.
  • Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д.
  • Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
  • Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый.
  • Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
  • Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М. Например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое.
  • Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
  • Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
  • Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.
  • Считаем предметы, объекты, которые видим. Например, одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т.д. Можно считать дома, птиц, этажи, окна и др. Главное, чтобы ребенок согласовывал слова в предложении.
  • Составляем предложения: «Дует ветер. Падают листья. Машина едет по дороге.Птичка сидит на дереве. Тетя везет малыша в коляске. И т.д.»
  • Кто кем был раньше? «Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.»
  • Что общего? «Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.»
  • Что произойдет, если… «Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду?» Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.

Ирина ПИВОВАРОВА,

учитель-дефектолог районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: