Фото БелТА

Психологическая подготовка первоклассника к школе порой напоминает сборы в армию. Та же нервозная обстановка, бесконечные наставления, увещевания, нотации о том, как следует себя вести со взрослыми и т.п. И все разговоры только об этом торжественном событии. Интересно, задумывались ли когда-нибудь взрослые члены семьи, как в итоге ребёнок начинает относиться к школе и учителям после многолетних, многократных и иногда угрожающих разговоров по этому поводу?

Когда я ходил в школу…

Когда вы ходили в школу, небо было светлее, конфеты вкуснее, а задания понятнее. Это, конечно, неправда. Поэтому не стоит сравнивать свои школьные годы с современной системой образования, критиковать классного руководителя и учебные классы, программу и учебники, особенно в присутствии ребёнка. Так вы только сформируете у него беспочвенное негативное отношение к школе, ведь собственного опыта для сравнения у него нет и он базируется исключительно на «мама сказала».

Психологически и родителям, и ребёнку страшно, ведь начинается новый виток в его жизни. Худшее, что могут сделать родители, — это поделиться своим страхом с ребёнком, рассказывая ему не всегда безоблачные истории из школьного детства. Возможно, в школьные годы маме или папе Мария Ивановна поставила двойку, одноклассник Вася ударил портфелем, а кисель в столовой вызывал отвращение, поэтому родители испытывают страх перед школьным порогом сильнее, чем ребёнок. Тут важно вовремя это осознать и сделать глубокий вдох. Ни двойка, ни Вася, ни кисель вас не убили, а значит, если ваш ребёнок столкнётся с подобными трудностями, то сможет извлечь уроки и жить дальше. Избавьтесь от собственных ностальгических воспоминаний о школьных годах.

 Пусть первый день станет не первым

Родители должны говорить ребёнку, что с будущего года он пойдёт в школу, детально описывать среду, где ему придётся проводить большее количество времени, объяснять, что он будет делать на уроках, и так далее. Желательно перед началом учебного процесса погулять вместе с ребёнком на территории школы, объяснить, что его ждёт, а если удастся, познакомить с будущим педагогом и одноклассниками. Чем более знакома будет среда, в которую он попадёт, тем меньше будет стресс.

Родители должны превратить подготовку к школе в весёлый и занимательный ритуал. Пойти вместе с ребёнком за покупками и дать ему возможность выбрать школьный портфель, ручки и все нужные принадлежности, которые ему понравятся — это прекрасно повлияет на подготовку к школе.

 У моего ребёнка будет всё самое лучшее

Это естественное родительское желание. Жаль, что многие сосредотачиваются на приобретении дорогущей школьной формы и канцелярских принадлежностей вместо того, чтобы психологически подготовить ребёнка к одиннадцатилетнему этапу в жизни.

В августе родители перестают есть, берут дополнительные смены на работе или отпускные, чтобы одеть чадо с ног до головы к школе. Но дело в том, что 1 сентября ребёнку не понадобятся пять штанов, десять рубашек и обувь на все сезоны. Достаточно основного комплекта и рубашки на смену, чтобы дотянуть до сентябрьской зарплаты и прикупить что-то ещё. Помните, именно большое количество вещей создаёт извечный вопрос «Что надеть?» Когда выбор невелик, на сборы тратится меньше времени.

То же касается и канцелярии. Не надо покупать десять дорогущих ручек и сотню ярких тетрадей. Функции у них такие же, как и у их бюджетных собратьев. Цена для ребёнка не имеет значения, это важно только для взрослых, которые, приобретая дорогие вещи для ребёнка, пытаются самоутвердиться в кругу других родителей.

 Помоги мне полюбить школу

Спросите себя, что бы вы выбрали: пойти завтра на работу или снова сесть за школьную парту. Большинство, как правило, выбирает второй вариант. Так помогите своему ребёнку оценить это время уже сейчас. Подчёркивайте, что в школе его ждут друзья, ему расскажут что-то новое и интересное, научат писать и читать, мастерить и творить. Провожая, желайте хорошего дня, встречая, интересуйтесь приятными событиями. Сместите его фокус с «хочу остаться дома» на «в школе интереснее».

Ни в коем случае не вводите систему оплаты за оценки. Он и так получил свою плату, она у него в голове — это знания, так что не переплачивайте. Ребёнок должен понять, что учится не ради рублей за десятку, не ради похвалы от родителей и учителей, а ради того, чтобы вырасти грамотным человеком, способным анализировать информацию и делать выводы, быть достаточно умным, чтобы не стать мишенью обманщиков.

Фразу «Будешь плохо учиться, станешь дворником» оставьте прошлому веку. Это обесценивает труд, а хотелось бы вырастить поколение добрых, понимающих людей.

Кто делает уроки?

С самого начала родителям необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на родителях. Естественно, что родители помогают своим детям в выполнении каких-то заданий, но роль у них — второстепенная, подкрепляющая. Если родители с этим согласятся, то у ребёнка сразу возникнет больше шансов на успех, чему будет способствовать вырабатываемая ответственность.

Первоклассник вполне способен самостоятельно встать, выбрать одежду, одеться, заправить кровать и сесть в назначенное время за стол к завтраку. Также ребёнок школьного возраста вполне может запомнить, что ему нужно взять с собой в школу без лишних подсказок. В конце концов, на входной двери (или двери его комнаты) можно вывесить список необходимых для школы вещей.

Многие родители ограничивают своих детей во времени, заставляя их в основном делать уроки и не оставляя времени на игры. В результате ребёнок испытывает дефицит свободного времени и начинает ненавидеть школу за то, что она отняла возможность играть.

Не хочу идти в школу

Не ждите, что ваш ребёнок постоянно будет получать удовольствие от школы. Иногда он будет приходить домой мрачный, расстроенный. Порой ему вовсе не захочется в школу, и он предпочтёт «заболеть», шмыгая носом и постоянно меряя температуру — хоть денёчек, но на полном основании пропустить школу. На самом деле, подобные желания возникают практически у каждого школьника. Это вполне естественные потребности. Главное, чтобы они не возникали слишком часто, например, всякий раз, как грядёт проверочная работа. Взрослые тоже не испытывают ежеминутной любви к своей работе, и это нормально.

Когда у ребёнка возникают проблемы в школе, их необходимо проговорить дома и ни в коем случае не ругать его. Если же вам кажется, что с какими-то ситуациями он не может справиться самостоятельно, тогда лучше вмешаться и поговорить с классным руководителем о том, что происходит.

Учителя — знания, родители — воспитание

Наконец, и, быть может, это самое главное, не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Увы, педагоги часто слышат от родителей фразы, типа: «Вас учили, как воспитывать детей, а мы люди неграмотные в этом плане, вот вы и воспитывайте». На самом деле, школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных (в соответствии с учебным планом) областях знаний. Однако, кто, как не родители смогут помочь своему ребёнку, чтобы он захотел учиться, приобретать разнообразный познавательный опыт как в школе, так и за её пределами, да и в целом вырос хорошим человеком?

Инфографика БелТА

Евгения ЛЯХОВЕЦ.   

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: