Каждый ребёнок индивидуален и развивается только в ему присущем темпе. Но всё же общие этапы в развитии, важные для формирования нового человека, проходит каждый. Насколько успешно малыш преодолеет одну ступень и перейдёт на другую, зависит от родителей.

Родители бывают разные. Кто-то сюсюкается с ребёнком, смеётся, когда тот произносит «сыски» вместо положенных шишек, договаривает за своим чадом, лишая того речевой практики. Другие в два года бегут к специалисту, потому что «Вася не умеет составлять сложноподчинённые предложения», а ему вообще-то ещё и рано это делать. Третий тип родителей вручает ребёнку планшет и надеется, что малыш сам как-нибудь научится всему в жизни.

Это, конечно, крайности, но встречаются они, к сожалению, не редко.

Как же родителям помочь своему ребёнку вовремя заговорить, обогатить словарный запас и тем самым полноценно развивать его умственные способности?

Главное правило, которое выделяют специалисты, — чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. Продолжайте и дополняйте сказанное малышом — делайте его предложения распространёнными. Не поправляйте речь ребёнка, а повторите ту же фразу правильно. Не критикуйте его даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. Насмешливое исправление может отбить у него желание вообще разговаривать.

Для того чтобы говорить, должен быть мотив и впечатления. Обогащайте жизнь ребёнка событиями. Мало того, что они станут самыми яркими воспоминаниями на всю жизнь, так ещё и побудят к разговору, обсуждению. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит.

Возраст «почемучек» для взрослых мучителен. Вопросы «Почему?» не прекращаются ни на минуту. Малыша волнует всё — от бытовых мелочей до вопросов вселенского масштаба. Не прикрикивайте на ребёнка, не отмахивайтесь со словами «Вырастешь и узнаешь», а отвечайте в соответствии с возрастом вашего слушателя. Ведь если не в передаче опыта и знаний родительская миссия, то в чём?

Читайте с ребёнком художественную литературу. Сказки, стихи, потешки — просто кладезь ярких, сочных и простых слов, которые могут пополнить пассивный и активный словарь ребёнка. Читайте малышу вслух не менее 10-15 минут в день. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Во время чтения выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации, беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга, что нового ребёнок узнал. Предложите ему нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Есть ещё методы, на которые родителям стоит обратить внимание. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками — это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты — это развивает фонематический (речевой) слух. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

И если вы заметили, что у ребёнка возникают  проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).

Ну и конечно, не должны родители забывать про собственную речь. Если она громкая, быстрая, неправильная, содержит ненормативную лексику, то даже самому опытному специалисту будет трудно помочь ребёнку сформировать красивую и плавную речь, потому что родители — его непосредственный образец для подражания.

 Евгения ЛЯХОВЕЦ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: