взятка

С 24 января текущего года, как известно, вступил в законную силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15.07.2015. О нововведениях в Закон более подробно рассказывает прокурор района советник юстиции Юрий ТКАЧ:

взятка

— В новом Законе содержится значительное количество нововведений. Некоторые из них существенно модифицировали и конкретизировали ранее существовавшие нормы, а некоторые закрепили новые формы противодействия коррупции и предоставили государственным органам широкие возможности для противодействия данному негативному явлению.

Статьёй 22 нового Закона, например, предусмотрен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы либо сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Этот запрет не имеет срока действия.

Новый Закон предусматривает ограничение права на пенсионное обеспечение должностных лиц, которые совершили тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы либо злоупотреблениями своими служебными полномочиями.

Расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также лицами, назначенными на должность путем избрания.

Впервые в национальное законодательство вводятся нормы изъятия имущества, его стоимости и суммы расходов, которые явно не могли быть приобретены, сделаны на основании полученных законным путем доходов.

Законом сужен круг лиц, которым запрещено работать по совместительству в других организациях. Изменился порядок оформления ограничений, установленных для государственных должностных лиц, а также сами ограничения, для отдельных категорий работников отменен запрет выполнять работу на условиях внешнего совместительства.

Небольшие изменения коснулись и ограничений по совместной службе близких родственников, а также совместной работе в одной и той же государственной организации.

Новым Законом впервые в национальном законодательстве введен механизм, позволяющий на основании решения суда по иску прокурора взыскать в доход государства имущество (его стоимость) и стоимость расходов, явно превышающие законные доходы.

В истекшем году в области зарегистрировано 357 преступлений коррупционной направленности, что на 31,7% больше, чем в 2014 году (271 преступление). По количеству противоправных деяний рассматриваемой категории область занимает лидирующие позиции среди других регионов республики, уступая лишь Минску, где количество подобных преступлений составило 494.

Количество зарегистрированных в области преступлений коррупционной направленности остается стабильно высоким на протяжении последних 5 лет.

В Лельчицком районе в 2015 году зарегистрировано три преступления коррупционной направленности, из них: одно хищение путем злоупотребления служебным положением бывшим директором КДУПМС «Лельчицкое ПМС»; два факта злоупотребления властью или служебными полномочиями им же и бывшим директором ГЛХУ «Лельчицкий лесхоз».

В ходе осуществления надзора за исполнением названного законодательства прокуратурой района в 2015 году проведено 5 проверок, 13 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 1 лицо — к административной ответственности и 3 лица — к материальной ответственности.

По результатам проведенных проверок внесено 6 представлений, вынесено 5 предписаний, объявлено 14 официальных предупреждений.

В ходе проводимых проверок были установлены существенные нарушения законодательства о закупках товаров (работ, услуг): в КПУП «Лельком», ОАО «Новая Нива», УЗ «Лельчицкая ЦРБ», Лельчицкое райпо, ОАО «Лельчицкий агросервис».

Также прокуратурой выявлены нарушения, создающие условия для коррупции, в части искажения статотчетности в КДСУП «Заря Полесья», ОАО «Звезда Полесья», ОАО «Приболовичи», ОАО «Синпольское», КСУП «Стодоличи».

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые в регионе усилия по противодействию коррупции, данное негативное явление продолжает оказывать деструктивное воздействие на криминогенную ситуацию.

Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, на протяжении последних лет в области выявлен целый ряд преступлений коррупционной направленности со стороны работников исполнительных комитетов, которые заключались в заведомо незаконных действиях по привлечению граждан к административной ответственности.

Резонансные преступления рассматриваемой категории были выявлены и на предприятиях региона.

В Лельчицком районе в 2014 году выявлено два хищения путем злоупотребления служебным положением двумя должностными лицами Лельчицкого райпо, в том числе одно в особо крупном размере; 11 фактов получения взятки в УЗ «Лельчицкая ЦРБ».

24 января также вступило в силу Постановление правительства от 15 декабря 2015 года № 1040.

Об этом рассказывает начальник Лельчицкого отдела Следственного комитета подполковник юстиции Виталий ДОЛГОПЯТ:

—  Постановлением в ряд документов внесены изменения, предусмотренные законом о борьбе с коррупцией. Утверждена новая форма контракта руководителя госоргана (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности главой государства.

Государственное должностное лицо не вправе:

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

  • быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа (организации), служащим (работником) которого (которой) он является;

  • совершать от имени государственного органа сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники без согласования с государственным органом;

  • принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией;

  • принимать участие в забастовках;

  • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;

  • использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;

  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

  • принимать без согласия Президента государственные награды иностранных государств;

  • получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

С начала этого года уже в нашей области зарегистрировано 55 коррупционных преступлений, из них: 29 хищений путём злоупотребления служебными полномочиями; 9 случаев злоупотребления властью или служебными полномочиями; 1 превышение власти или служебных полномочий; 11 случаев получения взятки и 3 — дачи взятки.

Лельчицким Следственным комитетом в январе текущего года были возбуждены уголовные дела коррупционной направленности по ст.210 ч. 2 и 3 УК против главных бухгалтеров ОСП «Производственный комбинат» Лельчицкого райпо и ОАО «Путь Ильича».

В период времени с июня 2013 года по август 2015 года главный бухгалтер ОСП «Производственный комбинат» Лельчицкого райпо, гражданка Б, используя свои служебные полномочия, умышленно, с целью похищения имущества предприятия, оформляла бухгалтерские документы, не соответствующие действительности о реализации ТМЦ в адрес ОАО «Путь Ильича» и вносила их в бухгалтерский учёт предприятия. С целью совершения хищения, она склонила  главного бухгалтера ОАО «Путь Ильича», гражданку Б, к оказанию ей помощи в совершении преступления. Так, гражданка Б, используя свои служебные полномочия, умышленно оформляла бухгалтерские документы, не соответствующие действительности, и передавала их главному бухгалтеру Лельчицкого райпо, чем способствовала совершению преступления. В результате их преступной деятельности ОСП «Производственный комбинат» Лельчицкого райпо был причинен материальный ущерб на сумму более 120 млн рублей.

Перечисленные выше факты указывают на необходимость принятия дополнительных мер к активизации работы по противодействию коррупции.

Коррупция подрывает авторитет государственной власти, перспективы экономического развития, снижает эффективность человеческого потенциала и является одной из главных угроз для нормального функционирования государства и общества.

Екатерина СЫЧЕВСКАЯ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 
 

Ответить

Войти с помощью: