Уважаемые жители Лельчиц и Лельчицкого района! Специалистами районного центра гигиены и эпидемиологии постоянно проводится активная работа по наведению порядка и благоустройству территорий населенных пунктов, придорожных полос, мест отдыха и многих других объектов.
Однако очень неприятно видеть, когда некоторые граждане и руководители не уделяют должного внимания территориям учреждений организаций и предприятий, частных жилых подворий, на которых не организованны своевременные уборка территории и благоустройство (ограждения, малых архитектурных форм, фасадов зданий и другое). Также неприятно видеть, когда граждане замусоривают улицы, свои частные подворья, тем самым показывая отрицательный пример младшим. Всем необходимо понимать, что уборку территорий необходимо проводить не только во время субботников или перед Радоницей, а регулярно, по мере загрязнения. Решением районного исполнительного комитета в районе единым санитарным днём объявлена каждая пятница, почему же нельзя уделить уборке территории 1-2 часа?
Так, за 9 месяцев 2016 года государственным учреждением «Лельчицкий районный центр гигиены и эпидемиологии» были проведены проверки 992 объектов, обследовано 8 116 частных домовладений. На 611 субъектах хозяйствования выявлены нарушения в части санитарного состояния территорий. По результатам проверок составлен 161 протокол об административном правонарушении, из них 24 протокола на физических лиц. Руководителям предприятий и организаций выдано 64 предписания об устранении нарушений и 236 рекомендаций (требований), физическим лицам направлено 640 рекомендаций об устранении нарушений по санитарной очистке территорий.
К административной ответственности привлечено 17 юридических лиц — Лельчицкое райпо (трижды), ОАО «Лельчицкая ПМК-103», ГЛХУ «Лельчицкий лесхоз», ОАО «Звезда Полесья», КДСУП «Заря Полесья», УЗ «Лельчицкая ЦРБ», ОАО «Новая Нива», КСУП «Стодоличи», ОАО «Путь Ильича», филиал № 1 ЧПТУП «В.П.Бутковский», КСУП «Ударный», ЧПТУП «В.П.Бутковский», рынок «Ростовский», ОАО «Приболовичи», КПУП «Лельком», ЧПТУП «Мечта хозяйки», составлено 22 протокола об административном правонарушении на 22 должностных лица.
За содержание частных подворий на граждан составлено 24 протокола об административной ответственности и переданы для рассмотрения в суд: Лельчицы — Приходько Д.Н., Богданович А.В., Козаченко А.А., Воронович В.В.; Стодоличи — Колесник Ю.П., Пархоменко Н.А., Пасканный С.А., Тарасовец О.В., Шур А.Н.; Гребени — Солдатов В.А., Некрашевич М.А.,; Дуброва — Сечко О.Д.; Марковское — Марковский П.М., Боровое — Муравицкий И.П., Демидовец Н.П.; Буда-Софиевка — Юдицкий М.В.; Буйновичи — Стасенко Н.И.; Симоничи — Зуевич Н.В. (дважды), Дашкевич Т.А. (дважды); Липляны — Таргонская А.А., Павлечко Н.Н., Васильева Л.И.
Хочу напомнить основные требования некоторых нормативных правовых актов по содержанию территорий.
Требования Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, предъявляемые к территории:
- Настоящие Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы: устанавливают гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций, в том числе к контейнерным площадкам и емкостям для сбора твердых отходов, общественным туалетам (биотуалетам), септикам (водонепроницаемым выгребам);
обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
- Территории населенного пункта и организаций, в том числе территории, закрепленные за организациями для обслуживания решением местных исполнительных и распорядительных органов, должны содержаться в чистоте.
- На территории населенного пункта и организаций должны соблюдаться следующие требования:
7.2. тротуары и пешеходные зоны, крыльцо и ступеньки зданий и сооружений в зимнее время должны ежедневно и по мере необходимости очищаться от снега, наледи и посыпаться противогололедными средствами, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
7.3. пешеходные зоны, остановки общественного наземного пассажирского транспорта, автомобильные дороги и стоянки, улицы, подъездные пути к жилым и общественным зданиям должны иметь твердое покрытие, своевременно ремонтироваться и очищаться по мере загрязнения;
7.5. запрещается:
размещать твердые отходы в неустановленных местах;
сливать (сбрасывать) жидкие отходы на землю, в ливневую канализацию, водные объекты;
устанавливать стационарно емкости для сбора твердых отходов на проезжих частях улиц населенных пунктов, тротуарах, озелененной территории;
складировать тару и запасы товаров на территории, прилегающей к торговым объектам;
складировать и хранить более 72 часов на территориях, прилегающих к земельным участкам, в том числе проезжей части улиц, дрова, торф, уголь, песок, строительные материалы и строительный мусор.
- Контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям:
18.1. содержаться в чистоте;
18.2. иметь удобные подъезды для транспортных средств, осуществляющих вывоз твердых отходов;
18.3. быть оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием;
18.4. иметь ограждение с трех сторон на высоту выше емкостей для сбора твердых отходов. При этом запрещается использовать в качестве строительных материалов для ограждений контейнерных площадок стекло, брезент и сетки;
18.5. размеры контейнерных площадок должны превышать по всему периметру размеры емкостей для сбора твердых отходов.
- Емкости для сбора твердых отходов должны соответствовать следующим требованиям:
19.1. изготавливаться из материалов, допускающих проведение мойки и дезинфекции;
19.2. находится в технически исправном состоянии;
19.3. оборудоваться крышками;
19.4. быть окрашенными и иметь маркировку с указанием вида отходов и данных о собственнике.
Требования, правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087, предъявляемые к территории:
- Настоящими Правилами определяется порядок благоустройства и содержания населенных пунктов, за исключением г. Минска.
- Для целей настоящих Правил термин «землепользователи» используется в значении, установленном в статье 1 Кодекса Республики Беларусь о земле, а также применяются следующие термины и их определения:
санитарная очистка территории — мероприятия по сбору, разделению по видам и удалению коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами;
содержание (эксплуатация) территории — комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;
сорные растения — травянистые растения, нарушающие условия произрастания, необходимые для обеспечения жизнедеятельности растений, выращиваемых и используемых в целях озеленения;
специализированные организации по санитарной очистке территории – организации, осуществляющие мероприятия по сбору, разделению по видам, удалению коммунальных отходов и (или) их обезвреживанию, использованию, захоронению;
специализированные организации по уборке территории — организации, осуществляющие мероприятия по уборке территории;
уборка территории — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в санитарное состояние, соответствующее требованиям законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве.
- Работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории осуществляются землепользователями за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству.
На землях общего пользования обязанности землепользователей по благоустройству, содержанию (эксплуатации) территории осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами или уполномоченными ими юридическими лицами (специализированными организациями, определенными в пункте 3 настоящих Правил), если иное не установлено настоящими Правилами и иными актами законодательства.
Заказчики, застройщики, подрядчики, осуществляющие строительство, выполняют на строительной площадке мероприятия по предупреждению нарушения элементов благоустройства и надлежащему содержанию (эксплуатации) прилегающей к ней территории в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
- Благоустройство и содержание (эксплуатация) территории осуществляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования экологически и пожаробезопасной, эстетически выразительной среды обитания и включают в себя:
5.3. санитарную очистку и уборку территории, состоящие из:
сбора, разделения по видам и удаления коммунальных отходов в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами;
ежедневной уборки (очистки от песка, отходов, всех видов снежных, ледяных и снежно-ледяных образований), обработки при необходимости противогололёдными средствами, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством, проезжей части улиц, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек и иных элементов улично-дорожной сети, лестниц и пандусов, а также проездов в жилых зонах;
очистки водоотводных систем и устройств;
ежедневной очистки и уборки урн и других малых архитектурных форм, а также территорий спортивных, детских и хозяйственных площадок;
5.4. обращение с объектами растительного мира, обеспечивающее их санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные и эстетические функции, состоящее из: озеленения территорий; содержания (эксплуатации) объектов озеленения, включая технологическое (применение средств защиты растений, регуляторов их роста, удобрений, обрезка, прополка, рыхление, полив растений) и санитарное (ежедневная уборка озелененных территорий, удаление отходов); удаления объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем, в том числе аварийном, состоянии; своевременного скашивания и удаления сорных растений;
- Благоустройство и содержание (эксплуатация) земельного участка, предоставленного для обслуживания одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, осуществляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, и включают в себя в том числе:
24.1. строительство и содержание (эксплуатацию) вольеров для животных и ограждения придомовой территории высотой не менее 1,7 метра в случае выгула животных;
24.2. санитарную очистку и уборку территории, в том числе сбор и удаление коммунальных отходов;
24.3. обращение с объектами растительного мира, состоящее из:
озеленения и использования разрешенных к применению средств защиты растений, регуляторов их роста, удобрений, а также обрезки, рыхления, полива растений;
удаления объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем, в том числе аварийном, состоянии;
регулирования распространения и численности борщевика Сосновского и иных видов инвазивных растений, своевременного скашивания и удаления сорных растений.
К нарушителям санитарных норм и правил применяются следующие штрафные санкции: за невыполнение предписаний и рекомендаций (требований) составляются протоколы об административном правонарушении по ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь и направляются для рассмотрения в Лельчицкий районный суд, Статья 23.1. Неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления – «Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Также составляются протоколы об административном правонарушении по ст. 16.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, которая гласит «Нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, гигиенических нормативов либо представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции», – влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (630 рублей), на индивидуального предпринимателя – до 200 базовых величин (4200 рублей), а на юридическое лицо — до 500 базовых величин (10500 рублей).
Анатолий СТАРОВОЙТ,
главный государственный санитарный врач Лельчицкого района.