22 апреля отметят профессиональный праздник судебные эксперты

0
1394

22 апреля впервые отметят свой профессиональный праздник судебные эксперты. Эта дата была определена в соответствии с тем, что, в целях повышения престижа профессии судебного эксперта, закрепления и развития традиций в сфере судебно-экспертной деятельности, Указом Президента Республики Беларусь №106 от 12 марта 2018 года внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».

Эксперт-криминалист майор юстиции Андрей Загоровский

В канун празднования Дня судебного эксперта и в преддверии пятилетия со дня основания  Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь наш корреспондент взяла интервью у эксперта-криминалиста экспертно-криминалистического сектора по Лельчицкому району Мозырского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз  майора юстиции Андрея ЗАГОРОВСКОГО.

— 1 марта 1919 года было создано первое криминалистическое подразделение — Кабинет судебной экспертизы Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Для успешной борьбы с преступностью при уголовных окружных, областных и краевых управлениях милиции РСФСР, Белоруссии в начале 20-х годов были организованы регистрационно-дактилоскопические бюро. В 1921 году начало функционировать первое судебно-медицинское отделение при Центральной химико-бактериологической станции Наркомздрава БССР. В дальнейшем экспертно-криминалистическая служба развивалась, преобразовывалась и совершенствовалась, а в 1993 году произошла её коренная реорганизация. Андрей Леонидович, можно об этом подробнее?

— С 1991 по 1994 годы были созданы криминалистические лаборатории во всех городских и районных отделах внутренних дел области. В 1994 году в штат экспертно-криминалистической лаборатории УВД Гомельского облисполкома вводится должность эксперта-автотехника, что расширило возможности экспертно-криминалистического подразделения. В 1996 году в лаборатории появляется первый комплекс автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы (АДИС) «Дактомат-2000», и начинается ввод следов.  В 1999 году создан экспертно-криминалистический центр. В 2004 году в районных отделах внутренних дел области, где работали по одному эксперту, введены дополнительные должности.  С 2005 по 2009 годы происходит дальнейшее укрепление службы, создаётся лаборатория для производства компьютерно-технических экспертиз. А в 2013 году, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22.04.2013 года №202, экспертные подразделения МВД, МЧС, Минюста, ГСМСЭ преобразованы в Государственный комитет судебных экспертиз. В областных центрах и Минске созданы управления, а в Гомеле и 8 районных центрах области — межрайонные (районный) отделы комитета судебных экспертиз.

— Расскажите, пожалуйста, о Государственном комитете судебных экспертиз как структуре. Каковы его основные задачи?

— Это централизованная система государственных органов, осуществляющих в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности. Основными задачами Государственного комитета судебных экспертиз являются: реализация единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности; осуществление данной деятельности; определение и реализация основных направлений её совершенствования, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований; организация подготовки и обучения взрослых лиц, намеревающихся осуществлять или осуществляющих судебно-экспертную деятельность, научных работников в пределах своей компетенции, организация и развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.

— Что собой представляет экспертно-криминалистический сектор нашего района? В чём суть работы судебных экспертов?

— По штату в нашем секторе работают 2 сотрудника: я и ещё один специалист — эксперт Мария Позняк. Следует отметить, что наша экспертная служба тесно взаимодействует с районным отделом Следственного комитета. На первом этапе эксперт работает как специалист в составе следственно-оперативной группы и оказывает помощь следователю в осмотре мест происшествий. Его основная задача: обнаружить, зафиксировать и изъять следы, оставленные преступником. Следующий этап — работа в качестве эксперта с изъятыми при осмотре следами, то есть проведение экспертизы (исследования) с оформлением заключения.

— Какими экспертизами занимается экспертно-криминалистический сектор нашего района?

— Специалистами сектора проводятся три вида криминалистических экспертиз. Дактилоскопическая экспертиза представляет собой исследование отпечатков пальцев и оттисков ладоней рук с целью установления личности человека и прояснения обстоятельств происшествия. Трасологическая экспертиза проводится для исследования следов обуви, транспортных средств, орудий взлома, замков и так далее. Выполняем также экспертизу холодного и метательного оружия с целью установления принадлежности предмета к данному виду оружия, определения типа, вида, способа его изготовления. Кроме того, ведём дактилоскопический учёт, учёт трасологических следов, фотографических изображений лиц, что в дальнейшем может оказать содействие в установлении истины при расследовании возбуждённых уголовных дел и раскрытии преступлений.

— Сколько экспертиз в год и в среднем за месяц вы проводите?

— В 2017 году сотрудниками сектора выполнено 95 криминалистических экспертиз и 29 криминалистических исследований. В среднем за месяц проводим 8 и более экспертиз. В прошлом году изъятые нами с мест происшествий следы и объекты способствовали раскрытию преступлений в 13 случаях, за первый квартал этого года соответственно в 6 случаях. В прошлом году специалисты сектора привлекались к 57 осмотрам мест происшествий по возбуждённым уголовным делам, в первом квартале этого года — к 20 осмотрам. Самым распространённым видом преступления, в осмотре которого участвуют специалисты нашей службы, являются  кражи.

— Какие виды экспертиз особенно востребованы в нашем районе?

— Чаще всего исследуются объекты по дактилоскопической и трасологической экспертизам.

— Когда готовилась к интервью, мне почему-то вспомнился известный российский фильм, в котором специалисты экспертно-криминалистической службы буквально в считанные секунды определяют ДНК человека и находят преступника. Так ли это в жизни?

— Подобные фильмы у меня вызывают улыбку: дело в том, что в реальности всё гораздо серьёзнее и сложнее и не всё так быстро и просто проводится и определяется.

— Вы стоите у истоков образования экспертной службы в нашем районе. Что изменилось за последние годы? Какие новые виды экспертиз появились с момента образования Государственного комитета судебных экспертиз?

— Помню, как в работе мы использовали печатные машинки,  фотоаппарат «Зенит», сами проявляли плёнку, делали фотографии. Со временем появились компьютеры, цифровые фотоаппараты, стало проще обрабатывать фотоматериалы. С каждым годом наша служба развивается и совершенствуется, закупаются новое оборудование, современная техника, что значительно расширяет возможности экспертов. Что касается новых видов экспертиз, то с 2014 года организовано производство судебных психофизиологических экспертиз с использованием полиграфа. Освоено также производство экспертиз ДНК животных. В этом году запланировано внедрение двух новых видов экспертных исследований — лингвистической и культурологической экспертиз.

— Думаю, жителям района интересно будет узнать, какие экспертизы на платной основе проводятся в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области?

—  Это такие экспертизы и исследования, как генотипоскопические (установление родства), химические (химический анализ состава мочевых камней, обнаружение суррогатов алкоголя в спиртосодержащих жидкостях), медицинские, трасологические, техническая экспертиза документов, почерковедческие, баллистические (исследование оружия, боеприпасов и их частей), автотехнические, товароведческие, бухгалтерские и финансово-экономические, пожарно-технические, компьютерно-технические, радиоэлектронных устройств и другие.

— Знаю, что у вас двое детей. Может быть, они хотят пойти по вашим стопам?

— Сыну — 8 лет, он иногда говорит, что хотел бы, как и папа, стать милиционером. А дочь ещё маленькая, ей всего 3 года. Если у детей появится желание связать свою жизнь со службой в правоохранительных органах, захотят они стать экспертами-криминалистами, возражать не стану.

— А в каких вузах страны готовят будущих специалистов экспертной службы?

— Управление Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области проводит отбор абитуриентов для получения образования в Академии МВД Республики Беларусь на следственно-экспертном факультете по специальности «Судебные криминалистические экспертизы» с присвоением квалификации «Судебный эксперт-криминалист. Юрист» с последующим присвоением специального звания «лейтенант юстиции» и возможностью получения права самостоятельного проведения семи видов криминалистических экспертиз (дактилоскопическая, трасолическая, баллистическая, почерковедческая, холодного и метательного оружия, портретная, техническая экспертиза документов).

— Президент страны требует от экспертов, прежде всего, честного и принципиального подхода к делу. В вашей деятельности это основная задача. Какие качества помогают вам в работе? Не жалеете, что посвятили себя службе в правоохранительных органах?

— В экспертной службе — с 2004 года, ни разу не пожалел о том, что стал  криминалистом. Самое главное — чтобы лежала душа к делу, которым занимаешься. Профессия эксперта интересна и увлекательна, хотя есть свои сложности. Она требует самообладания и выдержки (ведь мы выезжаем на места происшествий в любое время дня и ночи, в выходные  и праздничные дни, приходится видеть трупы, последствия ДТП), а также постоянного самообразования, совершенствования. Помню свой первый выезд на осмотр тяжкого преступления, как мне пришлось тогда преодолеть барьер  и совладать с собой, но за эти годы я привык и полностью погрузился в работу, хотя к этому привыкнуть сложно. Чувствую удовлетворение, когда понимаю, что принёс пользу, что потрудился не зря.

— Эксперты оказывают существенную помощь в распутывании криминальной истории, а от их заключения зависит вынесение объективного и справедливого  решения судом. Скажите, бывают ли ошибки у экспертов?

— Мы не имеем права на ошибку, ведь от заключения эксперта зачастую зависит судьба человека. Здесь тонкая грань, преступить которую мы не имеем права: из-за ошибки эксперта может быть наказан невиновный человек, а тот, кто совершил преступление, избежит правосудия. Важно, чтобы не ушёл от наказания тот, кто действительно преступил закон, чтобы всё было по-справедливому.

— Что бы вы хотели сказать в преддверии Дня судебного эксперта?

— Поздравить всех специалистов экспертной службы с профессиональным праздником и пожелать, чтобы им в работе всегда сопутствовал успех, чтобы в жизни всё складывалось благополучно  и не подводило здоровье, а дома ждали близкие и дорогие люди

Фото Николая НИКИТЕНКО.

 

 

 

 

.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: