В Беларуси больше всего бортников проживает на Убортском Полесье. В Лельчицком районе их насчитывается более двухсот. Причём у нас бортничество сохранилось с давних времён, опытные пчеловоды (некоторым уже более 80 лет!) передавали и теперь передают борти по наследству своим детям  и внукам (даже дарят на свадьбу!), обучая их колодному пчеловодству, тем самым сохраняя элемент нематериального культурного наследия нашей республики.

Отличительная особенность Лельчицкого края в том, что у нас живут уникальные традиции, обряды, ремёсла и промыслы. Поэтому неслучайно с 16 по 20 мая под руководством Регины Гамзович, журналистки и общественного эксперта в области нематериального культурного наследия, в районе  работала экспедиция, в которую вошли фотохудожник Альфред Микус, бортник-любитель Иван Осипов, учёные Национальной академии наук Беларуси, представители СМИ районного, областного и республиканского уровней. Данная акция проводилось в рамках Международного дня пчелы, который отмечается 20 мая.

Члены этой группы преследовали разные цели: собирали материал о лесном бортничестве на примере Лельчицкого района для дальнейшей передачи его в ЮНЕСКО и внесения этого элемента в Список нематериального наследия уже на международном уровне, изучали полесскую пчелу, других насекомых, собирали информацию для фото и видеорепортажей, своих публикаций. Участники экспедиции побывали в разных населённых пункта, где встречались и общались с бортниками, проводили аудиозаписи, фото и видеосъёмки. Мы с фотокорреспондентом также присоединились к экспедиции в Глушковичах и Милошевичах, окунулись в атмосферу бортевого пчеловодства, соприкоснулись с истоками национальной культуры.

Признаюсь, очень люблю мёд, особенно лесной, в сотах, не раз слышала и о бортях-колодах. Но ведь не зря в народе говорится, что лучше один раз увидеть… И такая возможность представилась. Мы находились в лесу, на свежем воздухе, вдыхали полной грудью запах черничных листьев, мха, наслаждались щебетом птиц, даже комаров и мошек не замечали.

Василий Маркевич, заядлый бортник из Глушковичей, согласился поделиться с нами секретами древнего промысла. А ведь процесс добывания дикого мёда — очень трудоёмкий, нужны особые знания, умения и практические навыки, к тому же приходится работать на высоте, а это требует физической силы  и выносливости. У Василия прадед, дед занимались колодным пчеловодством. Он бортник с 25-летним стажем, учился старинному ремеслу у своего старшего брата, содержит до 40 ульев. Интереснее всего было увидеть пчеловода в процессе работы.

Испросив Божьего благословения, Василий поднялся по лестнице к борти, где как следует «залежевался», то есть закрепился, потом открыл улей-колоду и стал «творить» — именно так  называл бортник все свои последующие действия.

— Кладём мох с болота в нижнюю часть улья, наверх — крушину и багну. Это для защиты борти от инфекции, насекомых, чтобы привлечь пчёл. Всё протираем, чтобы не было паутины. Так делали наши предки испокон веков. «Творили» на Микольной неделе, а заканчивали — на Миколу, 22 мая, — со знанием дела поясняет Василий Васильевич. — В пчелиной семье функции распределены: первой вылетает разведка, находит улей, потом ведёт туда матку с роем.

 

 

Затем Василий потихоньку спустился. Сложил аккуратно все приспособления и инструменты, которые достались ему по наследству от прадеда Николая. Лексикон наш постепенно обогатился новыми словами. Предметы первой необходимости бортника — «жэнь» (кожаная верёвка с деревянными элементами), «лозбень» (короб для мёда), топорик и другие. Обратили внимание: бортник оставил метку на стволе сосны (на языке пчеловодов это называется «закорить топориком»), чтобы никто дерево не занимал.

— Раньше очень строго карались пчелодёры — воры, которые брали чужой мёд, разоряли ульи и борти. Ведь в те далёкие времена к пчеле относились как к Божьему созданию, — продолжает бортник. — Мы тоже бережно относимся к лесу, пчёлам, ведь так нас учили предки.

Дед и прадед Василия изготавливали колоды где-то за неделю, а теперь с помощью бензопилы стало проще: можно сделать улей и за день-два. Дерево надо выбирать старое, трухлявое: тогда пчёлы лучше садятся. Один раз в неделю совершается объезд, чтобы посмотреть, нет ли мурашек, других насекомых, не повреждены ли бурей борти.

— Много у нас в Глушковичах бортников, а самый опытный  — Иван Емельянович Бурлевич, ему 90 лет, — говорит потомственный пчеловод. — До сих пор его берут и на охоту, считается, что это к удаче. Он часто говорит: «Хочаш мёду есці, трымай ульяў дзвесце!» Причём, в разных местах. Ещё что важно: пчёлы не любят пьяных, поэтому с ними надо работать только в трезвом состоянии. И, немного задумавшись, продолжает: — Старожилы рассказывали, как однажды к улью приходил медведь, хотел его сбросить, но не смог: так хорошо он был прикреплён скобами.

Василий Маркевич уверен, что традиция бортевого пчеловодства в нашем районе будет продолжаться, потому что в этот старинный промысел активно втягивается и молодёжь.

А в Милошевичах мы познакомились с одним из старейших жителей агрогородка — Антоном Парфиловичем Ашарчуком, которому в августе исполнится 90. Его дед, отец были бортниками, а вот они, сыновья, не проявляли к ремеслу интереса. Когда же двоюродный брат передал Парфиловичу 15 ульев, он ухаживать за пчёлами уже не мог, поэтому нанимает бортников.

— Пчёлы у нас и белорусские, и украинские, — говорит, улыбнувшись, наш собеседник. — Зона леса так расположена, а полей — нет. Бывает — один мёд в ульях, а бывает — один воск. Бортников в нашем селе много. У меня и во дворе есть две колоды, их нужно завезти в лес. А потом добавляет: — Весной необходимо почистить улей, как хозяйка хорошая в доме наводит порядок, а осенью — мёд собирать.

На все руки мастер оказался Парфилович: занимался, когда силы были, бондарством, плетением коробов из сосновой дранки, долбёжным ремеслом, даже из лыка лапти плёл. Многие работы в доме сделал своими руками: крышу накрывал, печь и грубку лепил, сам перегородки устанавливал, пол стелил. Он даже смастерил приспособление для измельчения картофеля.

На подворье мы увидели ещё один интересный предмет. Оказалось, что это «какора».

— Когда нет на дереве сучка, то на него прикрепляется вот такая «какора», потом устанавливается улей, — пояснил Парфилович.

К Антону Ашарчуку каждый год прилетают аисты, а эти умные птицы домовитых хозяев любят. Радушный сельчанин угостил нас медком в сотах, сказав, что он очень полезный. Правда, и здесь хороша мера. Много интересного мы узнали о жизни этого замечательного человека, но надо было возвращаться домой.

Напоследок руководитель экспедиции Регина Гамзович от имени всех её членов попросила через нашу газету поблагодарить жителей района за щедрую полесскую душу, за радушный и тёплый приём, а бортников — за то, что делятся секретами  древнейшего ремесла, открыты для общения, сохраняют традиции. Всё это приобретает особенный смысл в Год малой родины. Пчеловоды заслужили почёт и уважение, они достойны восхищения.

А что касается мёда, то многие бортники употребляют его в небольшом количестве, зато с большой любовью и самоотдачей занимаются старинным промыслом ради памяти предков и сохранения пчёл. И процесс этот не должен прерываться, ибо это наши  истоки, корни, и нужно постараться сберечь, сохранить наше историко-культурное наследие и передать его будущим поколениям.

Говорят участники экспедиции

Альфред МИКУС,

фотохудожник, член правления фотоклуба «Минск»:

— Часто бываю на Полесье, в том числе и в Лельчицком районе. Это очень интересная территория, здесь уникальная природная, историческая и культурная среда, во многом сохранилась архаичность. В Дзержинске снимал живую свадьбу с  «суканнем свечкі»,  показом обряда «Завіванне наміткі». Делаю портреты сельских жителей, снимаю памятники архитектуры. В вашем районе всё в национальном стиле, самобытно, колоритно. В центральных областях Беларуси такого не встретишь.

Иван ОСИПОВ,

председатель учреждения развития традиционного бортничества « Братство Босых Бортников», друг Студенческого этнографического товарищества, аккредитованного в ЮНЕСКО:

— Интересуюсь этнографией, фольклором с юности, изучаю традиционное бортничество, прочёл немало книг на эту тему, посмотрел не один фильм. В моей родной деревне Абакумы Лоевского района почти каждый житель был бортником. Сам учился этому промыслу, перенимаю традицию бортничества от потомственных бортников Лельчицкого района. Со временем мне захотелось показать этот «скарб» людям. Я стал информировать население через свой сайт, социальные сети, чтобы донести до молодого поколения суть старинного промысла, чтобы они прочувствовали, поняли, что для настоящих бортников главное не мёд, а важнее открыть борти, посмотреть на пчёл, услышать, как они гудят, руку в улей протянуть и ощутить тепло, как в родной хате. Дед мой тоже занимался пчёлами. Присматривался к бортникам, набирался опыта, а потом и сам решил попробовать — получилось. Пока у меня только пять колод, но я уже заболел лесом. Продолжаю печатать статьи, выступаю посредником между теми, у кого бортничество в крови, и теми, кто не знаком с этим древним ремеслом.

Олег ПРИЩЕПЧИК,

заведующий лабораторией наземных беспозвоночных животных, кандидат биологических наук, доцент Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам:

— На фоне Беларуси Полесский регион выделяется особенно высоким видовым разнообразием насекомых. Это связано и с его южным положением, с разнообразием природных условий Полесья, и с хорошей сохранностью отдельных старовозрастных экосистем. В мае энтомологами ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» проводились исследования биоразнообразия насекомых, включая вредителей леса. В Глушковичах было обнаружено поселение самого крупного жука Беларуси — краснокнижного жука-оленя. Энтомологов привлёк уникальный ландшафт Глушковичских гранитных карьеров в надежде найти редкие виды насекомых. В ночное время учёные ловили насекомых на свет мощной лампы, работающей от генератора. За ночь прилетело около 50 видов бабочек, жуков, клопов и других насекомых. Среди них внушительными размерами и неординарной внешностью выделялись липовый, сосновый, глазчатый и тополевый бражники. В большом количестве летел вредитель сосны — сосновый коконопряд. Среди бабочек, обнаруженных в этом уголке Беларуси, была и серебристая хохлатка — довольно редкий, местами охраняемый в Европе вид, гусеницы которого развиваются на дубах.

Энтомологи фиксировали в различных местах района последствия поражения сосны вершинным короедом, который в настоящее время в сосняках на Полесье является вредителем номер один. На временных складах древесины были обнаружены и другие виды вредителей, а также полезные хищные и паразитические насекомые, сдерживающие численность вредителей. Часть собранного материала пополнит коллекционный фонд Академии наук.

Фото Николая НИКИТЕНКО.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: