18 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Театрам удалось преодолеть кризис доверия зрителя, в том числе благодаря новой волне белорусских режиссеров, отметил министр культуры Юрий Бондарь на коллегии ведомства по итогам работы в 2018 году, передает корреспондент БЕЛТА.
«Нам удалось преодолеть кризис доверия зрителя к театру. По сравнению с прошлым годом число показов спектаклей в 2018 году выросло более чем на 300 показов, а количество зрителей — на 66 тыс. человек. За этим стоят важные качественные изменения в развитии отечественного театра, — сказал Юрий Бондарь. — Ведь, каким бы парадоксальным это ни показалось в век информационных технологий, в современной Беларуси именно театр берет на себя гражданско-воспитательные функции».
В лидерах зрительских предпочтений в 2018 году оказались Купаловский театр и Республиканский театр белорусской драматургии, которые, по словам министра, не боятся отойти от развлекательного жанра и обратиться к белорусской истории, культуре и злободневным общественным проблемам. На театральных подмостках появились такие остросоциальные сатирические спектакли, как «Ревизор» Николая Пинигина или «Мудромер» Александра Гарцуева, которые мгновенно нашли отклик у публики.
Кроме того, на театральных подмостках появились белорусские режиссеры новой волны, которые лидировали в финале пятой Национальной театральной премии, это свидетельствует о том, что белорусский театр постепенно выходит из застойного состояния.
«В театре идет постепенный процесс смены творческих поколений, наряду с классическим театром развиваются и получают общественное признание новаторские тенденции. Мы расширим поддержку театральной молодежи. Конкурс режиссерских экспликаций, благодаря которому увидели свет спектакли «Радио «Прудок» Романа Подоляко, «Музыка улиц» Карины Рыбак и «Урожай» Дмитрия Тишко, будет продолжен с привлечением к участию в нем театров всех форм собственности», — рассказал министр культуры.
В планах ведомства — реформировать Национальную театральную премию, главная задача которой состоит в том, чтобы улавливать и развивать лучшие, прогрессивные тенденции, открывать новые имена, определять ориентиры развития театра на перспективу.
Министр подчеркнул, что серьезные перемены ожидают Национальный академический Большой театр оперы и балета в 2019 году. «Ставка на молодежь, национальный репертуар и белорусские кадры является краеугольным камнем в концепции его развития, предложенной художественным руководителем театра Валентином Елизарьевым. Сцена главного театра страны призвана стать местом, где смогут проявить себя лучшие творческие силы Беларуси», — анонсировал Юрий Бондарь.
Проблема репертуарного планирования является актуальной для многих республиканских и региональных театров Беларуси. В октябре-ноябре прошлого года был проведен анализ эффективности работы театрально-зрелищных организаций республики, который выявил отсутствие в отдельных театрах четкого репертуарного планирования на среднесрочную перспективу. В результате в середине театрального сезона были выпущены новые постановки, малоинтересные зрителю и имеющие невысокую посещаемость и окупаемость. Министр предложил продолжить в 2019 году практику проведения очной защиты планов новых постановок театров их руководителями. «Необходимо не просто осваивать бюджетные средства, но и расходовать их максимально эффективно, получая весомый творческий и финансовый результат», — добавил он.