По инициативе Федерации профсоюзов Беларуси у подножия мемориального комплекса «Курган Славы» будет установлен штурмовик Ил-2. Новый экспонат пополнит экспозицию военной техники времен Великой Отечественной войны и станет своеобразным подарком к 50-летию одного из главных символов Великой Победы и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Чем же так уникальна эта крылатая машина?

Штурмовик Ил-2 сыграл решающую роль во многих сражениях Великой Отечественной войны, в том числе в уникальной освободительной операции «Багратион». Ил-2 прошёл всю войну, зарекомендовал себя как очень прочный и выносливый. Немецкие пилоты за живучесть прозвали его «бетонным самолётом», а сами конструкторы называли лётным танком.

Он был разработан под руководством генерального конструктора Сергея Ильюшина. Ил-2 является самым массовым боевым самолетом в истории авиации: за время серийного производства советская промышленность выпустила более 36 тысяч этих машин.

Эта боевая машина уже давно стала легендой и настоящим символом Победы. Вместе с тем, самолёт Ил-2 можно назвать одной из наиболее противоречивых боевых машин.

В советский период вокруг самолета ходили многочисленные мифы, мало общего имевшие с реальной историей его применения. Общественности рассказывали о тяжелом бронированном самолёте, неуязвимом для огня с земли, но практически беззащитном перед истребителями противника. О «летающем танке», вооруженном эрэсами, для которого вражеская бронетехника была словно семечки.

После распада СССР маятник качнулся в другую сторону. Заговорили о низкой манёвренности штурмовика, о его невысоких лётно-технических характеристиках, о громадных потерях, которые несли летчики-штурмовики на протяжении всей войны. И о воздушных стрелках Ил-2, нередко набираемых из штрафных батальонов.

Многое из сказанного выше является правдой. Вместе с тем следует отметить, что штурмовик Ил-2 был наиболее эффективным самолетом поля боя, который имела в своем распоряжении Красная армия. Ничего лучшего у неё на вооружении просто не имелось. Переоценить вклад, который штурмовик Ил-2 внёс в победу над нацистами, просто нереально, настолько он велик и значителен. Можно привести лишь несколько цифр: к середине 1943 года (начало Курской битвы) советская промышленность ежемесячно отправляла на фронт 1 тысячи самолётов Ил-2. Эти боевые машины составляли 30% от общего количества боевых самолетов, воевавших на фронте.

Идея создания специализированного самолёта, который наносил бы удары по передней линии обороны противника и прифронтовой зоне, возникла практически сразу после появления боевой авиации. Однако одновременно с ней возникла и проблема защиты таких машин и их экипажей от огня с земли. Штурмовая авиация обычно работает на малых высотах, и огонь по ней ведётся из всего, что есть под рукой: от пистолетов до зенитных орудий.

Пилотам первых самолётов приходилось импровизировать: подкладывать под сидения куски брони, листы металла..

Первые попытки создания защищенных броней самолётов относятся к периоду окончания Первой мировой войны. Однако качество и мощность авиационных моторов того времени не позволяла сделать надёжно защищённый самолёт.

В послевоенный период интерес к боевым машинам несколько снизился. В приоритете были огромные самолёты стратегической авиации, способные «выбомбить» противника, разрушив его города и военные заводы. Только некоторые страны продолжали разработки самолётов непосредственной поддержки войск. В их числе был и Советский Союз. В это же время работы над созданием нового бронированного штурмовика в инициативном порядке проводились Сергеем Ильюшиным. В те годы Ильюшин не только занимался созданием новых самолётов, но и возглавлял Главком авиационной промышленности. По его распоряжению советские металлурги разработали технологию авиационной брони двойной кривизны, что позволяло проектировать самолёты оптимальной аэродинамической формы.

Первый опытный образец будущего «летающего танка» поднялся в небо 2 октября 1939 года. Это был двухместный моноплан с двигателем водяного охлаждения, полуубирающимся шасси и броневой защитой, включённой в состав силовой схемы самолёта. Броня защищала кабину пилота и стрелка-штурмана, силовую установку и систему охлаждения — наиболее важные и уязвимые элементы машины. Прототип получил название БШ-2.

Двигатель водяного охлаждения не слишком подходил для штурмовика. Достаточно одной пули или осколка, чтобы повредить радиатор, и в результате двигатель просто перегреется и прекратит работать. Ильюшин нашёл неординарное решение этой проблемы: он поместил радиатор внутри воздушного туннеля, находящегося в бронекорпусе самолета. На самолете были использованы и другие технологические новинки. Однако, несмотря на все ухищрения конструкторов, БШ-2 не дотягивал до характеристик, указанных в техническом задании.

Штурмовик имел недостаточную скорость и дальность полета, да и с продольной устойчивостью у него было не все нормально. Поэтому Ильюшину пришлось переработать самолет. Из двухместного он превратился в одноместный: кабина стрелка-штурмана была ликвидирована, а вместо неё установлен еще один топливный бак. БШ-2 стал легче (был уменьшён бронекорпус), благодаря дополнительному запасу топлива увеличилась его дальность.

В процессе модернизации на БШ-2 был установлен более мощный двигатель, несколько удлинилась носовая часть фюзеляжа, увеличилась площадь крыла и стабилизаторов. Кабина пилота была несколько приподнята (за это он получил прозвище «горбатый»), что обеспечило лучший обзор вперёд-вниз. Осенью 1940 года начались испытания модернизированного одноместного БШ-2.

Серийное производство самолёта началось в феврале 1941 года на Воронежском авиационном заводе. В ноябре 1941 года он был эвакуирован в Куйбышев. Некоторое количество Ил-2 было изготовлено на авиазаводах №30 в Москве и №381 в Ленинграде.

Столкнувшись с большими потерями в начальном периоде войны, руководство ВВС потребовало снова переделать штурмовик в двухместный. Эту модернизацию смогли провести лишь к концу 1942 года. Но уже в первые месяцы войны в строевых частях собственными силами на Илах начали обустраивать импровизированное место для воздушного стрелка. Нередко ими становились механики.

Однако разместить стрелка внутри бронекорпуса уже было невозможно, для этого требовалось полностью переделывать фюзеляж самолета. Поэтому стрелок был защищён только 6-мм листом брони со стороны хвоста, снизу и с боков защиты вообще не было. У стрелка не было даже собственного сидения — его заменяла неудобная брезентовая лямка. 12,7-мм пулемет УБТ в задней кабине был не самой надежной защитой от истребителей — но все же это лучше, чем совсем ничего.

Место стрелка на Ил-2 часто называли «кабиной смерти». Согласно данным статистики, на одного погибшего пилота штурмовика приходилось семь бортстрелков. Нередко для этой работы привлекали лётчиков из штрафных рот и батальонов.

Пилоты Ил-2 погибали значительно чаще, чем лётчики-истребители или пилоты бомбардировочной авиации. В начале войны Ил-2 несли такие потери, что полёты на них сравнивали с самоубийством.  Именно в этот период появился приказ Сталина о награждении пилотов штурмовиков звездой Героя Советского Союза за 30 успешных вылетов звездой Героя Советского Союза.

Штурмовик не был совершенен.

Чаще всего Ил-2 использовался для нанесения ударов по передовой линии противника, что нередко называют ошибкой. Техника и живая сила противника на передовой была хорошо укрыта, замаскирована и надежно прикрыта зенитным огнем, поэтому результаты штурмовых ударов были минимальными, а потери самолетов – высокими. Куда более эффективно штурмовики Ил-2 действовали против вражеских колонн и объектов в ближайшем тылу, артиллерийских батарей, скоплений войск на переправах.

Штурмовик Ил-2 начал поступать в войска за несколько месяцев до начала войны, и на момент начала боевых действий этот самолет был новым и слабо изученным. Не существовало инструкций по его применению, их просто не успели подготовить. В первые месяцы войны ситуация стала еще хуже. В Красной армии традиционно уделяли слабое внимание подготовке пилотов, а в военный период срок обучения лётчиков-штурмовиков вообще сократился до 10 часов налета. Естественно, что за это время обучить будущего воздушного бойца невозможно. Чтобы понять, насколько тяжелы были для штурмовой авиации первые месяцы войны, можно привести только одну цифр: до конца осени 1941 года (на 1 декабря) из 1400 Ил-2 были потеряны 1100 машин.

Очень высокие потери среди самолетов Ил-2 в начале войны обычно объясняют отсутствием заднего стрелка, что делало самолет практически беззащитным перед атаками истребителей. Однако главной причиной были практически полное отсутствие истребительного прикрытия, многочисленные дефекты конструкции самого самолета и низкая квалификация летного состава. Хотя Ил-2 и называют «летающим танком», но его бронекорпус надёжно защищал только от пуль калибра 7,62 мм. Зенитные снаряды легко пробивали его. Деревянный хвост штурмовика легко мог быть срезан удачной пулеметной очередью.

Штурмовик Ил-2 участвовал во всех крупных сражениях на советско-германском фронте, а также в войне против императорской Японии. Серийное производство самолета началось в феврале 1941 года и продолжалось до 1945 года. После окончания войны Ил-2 стоял на вооружении ВВС Польши, Болгарии, Югославии и Чехословакии. Эксплуатация самолета продолжалась до 1954 года. За время войны было разработано более десяти модификаций Ил-2.

Штурмовик Ил-2 был главным советским самолетом поддержки войск, он громил противника даже в тяжелейшие первые месяцы войны, когда германские асы полностью хозяйничали в нашем небе. Ил-2 — это настоящий самолёт-фронтовик, самолёт-труженик, который вынес на своих плечах все трудности войны.

 

Характеристики Ил-2:

экипаж — 2 чел;

двигатель — АМ-38Ф;

мощность — 1720 л. с.;

размах/площадь крыла — 14,6 м/38,5 м2;

длина самолета — 11,65 м.;

масса: макс. взлётная/пустого — 6 160/4 625кг;

макс. скорость — 405 км/ч;

практический потолок — 5,5 км;

макс. дальность — 720 км;

вооружение – 2×ШКАС (7,62 мм), 2×ВЯ (23 мм), УТБ (12,7 мм).

Типичное вооружение двухместного Ил-2 состояло из двух пулеметов ШКАС 7,62 мм (боекомплект 750-1000 патронов для каждого) и двух 23-мм пушек ВЯ-23 (на каждую пушку по 300-360 снарядов), установленных внутри крыла, и одного оборонительного пулемета УБТ (12,7 мм) в кабине стрелка.

Максимальная боевая нагрузка Ил-2 составляла 600 кг, в среднем на самолет можно было нагрузить до 400 кг бомб и реактивных снарядов или контейнеров для ПТАБ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: