В 1958 году, 61 год тому назад, окончил Буйновичскую среднюю школу нынешний житель Жлобина, подполковник МВД в отставке Владимир Козаченко. В этом году накануне Радоницы он побывал в Буйновичах, посетил могилы родных, а затем наведался в гости к своему учителю — Николаю Ивановичу Мальцу. Разница в возрасте у Николая Мальца с Владимиром Козаченко небольшая: всего четыре года, но объединяет их не этот факт, а тот, что у них общая малая родина и военное детство.

Николай Малец родился в Буйновичах. Здесь же окончил школу и остался работать. Поначалу — лаборантом, затем, после окончания Гомельского пединститута им. В. Чкалова (ныне — госуниверситет им. Ф. Скорины) — учителем химии. Будучи педагогом имел авторитет среди коллег, был внештатным инспектором областного отдела народного образования. Николай Иванович вспоминает, что в те годы в Буйновичской школе обучалось до 500 учеников, только в его классе было 42 человека.

Владимир Козаченко родился в Баку, где его отец служил в Красной Армии офицером. В мае 1941 года семья приехала в отпуск в родную Буда-Софиевку. А через несколько недель началась война. Отца срочно отозвали в действующую армию. Владимир же с матерью остались в деревне. Так для него закончилось детство, ещё по сути и не начавшись.

С начала оккупации Лельчицкий район был одним из центров партизанского движения. Активность партизан вызывала ответную реакцию со стороны оккупантов. Каратели сожгли фактически все деревни в районе, уничтожили многих жителей. В июле 1943 года пришла очередь и Буда-Софиевки. Правда, большей части её жителей, в том числе и семье Козаченко, удалось спрятаться на одном из островов среди болот. Сами немцы не смогли бы найти туда дорогу, но им помог один из местных полицаев.

Пойманных на болоте полешуков доставили на ближайшую железнодорожную станцию — в Калинковичи. Там их погрузили в вагоны для перевозки скота и отправили в Германию в качестве рабской силы. Так Владимир Фёдорович оказался в Судетской области. Это была бывшая территория Чехии, по Мюнхенскому соглашению 1938 года отошедшая к фашистской Германии. Здесь на тот момент действительно проживало немало немцев, среди которых были далеко не одни фашисты. В этом смогли убедиться Козаченки, которых поначалу разместили в концлагере.

Здоровых и крепких мужчин быстро разобрали на разные каторжные работы. А старики и малолетние дети оказались никому не нужными. Им грозила смерть. Погибли бы и Козаченки, если бы не семья Рупорт из посёлка Галинграйц. Помог случай.

У главы семьи Рупорт Йозефа и его жены Анны была внучка Кристина, одного возраста с Владимиром. Ей-то и приглянулся её одногодка из далёкой незнакомой Беларуси. Вместе с ним в семье Рупорт оказались мама — Надежда Ульяновна, и дедушка — Юлиан Логвинович Мазур. Так Казаченко были спасены от верной смерти.

В мае 1945 года Судетскую область заняли американские войска. Козаченки оказались в пересылочном лагере, а семью Рупорт вместе с другими этническими немцами депортировали в глубь Германии. Так судьба разъединила эти две семьи.

Через месяц Козаченки оказались в «фильтрационном» лагере в Западной Украине, а затем вернулись в родную Буда-Софиевку. Здесь не было ни одного целого дома. Пришлось в спешке копать землянку, чтобы перезимовать. Царил голод. Козаченкам семья Рупорт предлагала остаться с ними в Германии, но мать Владимира решительно сказала: «Пускай в голоде и холоде, но дома».

Неразлучные друзья Владимир (слева) и Кристина. (Фото 1944 г.).

После окончания школы, Владимира призвали на срочную службу в ряды Советской армии. Служил на границе в Эстонии. После службы решил не расставаться с погонами, продолжил службу в органах МВД. Долгие годы служил в России, Беларуси. Последним местом его службы стал Жлобин, где он в 80-х годах возглавлял райотдел милиции. И всё это время он думал о семье Рупорт, о Кристине, надеялся отыскать их. Но лишь в конце 2008 года, благодаря немецкой международной службе розыска удалось выйти на их след. Как оказалось, Кристина изменила фамилию, выйдя замуж за Гюнтера Риттера. Проживает в Баварии. И что совсем было неожиданным, жива ещё оказалась и её мама — Крейли Рупорт, которой в 2008 году исполнилось 95 лет (была жива ещё и мама Владимира). В январе 2009 года Владимир Козаченко написал письмо Кристине, и получил ответ.

Об этом и многом другом в тот майский день вспомнили учитель и ученик, встретившись через много лет на своей малой родине.

Николай ШУКАНОВ, г. Жлобин.

НА СНИМКЕ: Николай МАЛЕЦ (справа) и Владимир КОЗАЧЕНКО

Фото автора и из личного архива семьи Козаченко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: