Алесич, учитель, Лельчицы

По итогам 2018-2019 учебного года общий средний балл при сдаче централизованного тестирования по белорусскому языку выпускников 11 класса Лельчицкой районной гимназии — 76,12. Один из высоких результатов — 93 балла — показала Карина Липская, ученица Надежды Алесич. В итоге учреждение образования вошло в пятёрку лучших в Гомельской области по сдаче централизованного тестирования по белорусскому языку.

Всем вышеперечисленным достижениям поспособствовала не только совместная работа учащихся и учителя белорусского языка и литературы Надежды Алесич, но и умение педагога увлечь учеников, преподать предмет так, чтобы ребятам захотелось его изучать более глубоко и детально. В отрасли образования Надежда Адамовна работает с 1990 года, с 2014 — преподаёт в районной гимназии.

Накануне Дня учителя педагог поделилась воспоминаниями о  том, как пришла в профессию, рассказала о личном.

Героиня этой публикации родилась в деревне Букча Лельчицкого района. В многодетной семье, где воспитывалось 11 детей, Надежда была девятым ребёнком.

— Мои родители Лидия Авдеевна и Адам Иванович Сущики были крестьянами. Мама ушла из жизни, когда мне был 21 год, а младшего брата забрали в армию.

— Родители росли сиротами — их отцы пропали без вести во время Великой Отечественной войны. Нас приучали к труду с ранних лет. В семье такого не было, чтобы кто-то работал, а кто-то отдыхал, всё делали вместе. Мать и отец были очень добрыми людьми, с односельчанами жили дружно, их любовь к людям передалась и нам, они для меня главные наставники. Можно только себе представить, как маме было тяжело с нами: у нас с братом на двоих была одна куртка и одни сапоги, мы их носили по очереди, но никогда не ругались, что кому и когда надеть, а всегда договаривались, — вспоминает Надежда Адамовна.

На мой взгляд, это качество характера — одно из лучших для любого человека, а для педагога — тем более.

Свою мечту стать учителем Надежда озвучила в школьном  сочинении. В старших классах их классный руководитель Валентина Петровна Швед показала работы, написанные детьми в начальной школе на тему «Кем я хочу быть?». Тогда маленькая девочка Надя написала: «Я очень люблю детей, поэтому хочу стать учителем, чтобы полученные знания передавать своим ученикам».

Но с возрастом взгляды на жизнь поменялись. Отбросив детские мечты, Надя поступила  в Витебский мединститут на фармацевта. Отучившись полтора года, побывав на практике и ознакомившись с процессом изготовления лекарств, девушка поняла, что выбранная специальность не для неё. Надежда  приняла судьбоносное решение и вернулась в Букчу.

— По приезде домой я обратилась в Лельчицкий отдел образования с целью устроиться на работу. Бывший заведующий отделом Михаил Лось и его заместитель Валентина Горяная выслушали мою историю, вошли, как говорится, в положение и направили на работу в качестве пионервожатой в Приболовичскую школу, — рассказала собеседница. — Там меня встретили опытные педагоги — директор Людмила Акулич и завуч Людмила Сопот. Побеседовав со мной, узнав, что моими любимыми предметами в школе были математика, белорусский язык и литература, доверили мне преподавание в начальных классах. Проработав полгода, в 1991 году я поступила в Гомельский университет имени Франциска Скорины. В этом же году вышла замуж за парня Сергея, с которым училась в одной школе и ждала из армии.

— Как молодая семья, мы с мужем снова обратились в отдел образования, чтобы нас направили работать вместе в одну из школ района. Выбор пал на Слободскую восьмилетнюю школу, так как оттуда нам было ближе добираться до Букчи на свою малую родину, — рассказывает Надежда Адамовна. — Нам пошли навстречу. Я стала преподавать белорусский язык и литературу, муж — биологию. Через некоторое время нам выделили жильё. На протяжении двадцати трёх лет мы жили в Слободе: работали, заочно вместе учились в одном университете, достраивали дом, вырастили троих детей. В 2014 году приняли решение переехать жить и работать в Лельчицы. Теперь вместе с мужем Сергеем Адамовичем преподаём в районной гимназии.

Дети у нас уже взрослые: старший Евгений живёт в Мозыре, работает на нефтеперерабатывающем заводе, дочь Юлия  пошла по нашим с мужем стопам и стала педагогом, вместе с мужем они подарили нам замечательную внучку Дашеньку, младший сын Денис  работает в Минске. Наверное, у меня осталось много нерастраченной любви к детям, вот и дарю её своим ученикам, внучке и всем, кто меня окружает,  — поделилась мыслями Надежда Алесич.

На вопрос, кто был наставником в профессии, Надежда Адамовна ответила:

— Это учителя Букчанской школы Валентина Швед и Валентина Маслова, а также ныне покойные директор Букчанской школы, заслуженный учитель БССР, Ярослав Яворский и учительница Мария Громенкова. От этих педагогов я взяла лучшее не только в профессиональном плане, но и почерпнула многое, что до сих пор применяю в жизни, общаясь с коллегами и учениками. Преподавая материал, особенно по литературе, мои учителя всегда объясняли его, приводя примеры из своего личного жизненного опыта, а это запоминается навсегда.

По словам Надежды Алесич, каждый из учеников выпущенного ею класса в этом году был талантлив по-своему. Но навсегда она запомнит Диму Фицнера, его ответственное отношение к порученному делу.

— Мой ученик преподал мне урок веры только в лучшее, несмотря ни на какие трудности. Подтверждение тому — хорошие итоги централизованного тестирования, подготовка и проведение праздников последнего звонка и выпускного вечера, которые прошли на достойном уровне. Этих выпускников я запомню на всю жизнь — они были моими первыми одиннадцатиклассниками, так как все предыдущие годы я выпускала учеников только девятых классов. Общение с более взрослыми детьми — это, конечно, бесценный опыт,  — добавила педагог.

В конце беседы Надежда Алесич пожелала своим ученикам стремления к знаниям, добросердечности, а коллегам-педагогам — послушных, талантливых учеников, терпения и здоровья, мира и добра.

Людмила ШТАРЁВА.
Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: