старец, беседа, прихожане
Фото носит иллюстративный характер

Так говорится в Священном Писании. Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания, советовали не раскрывать рта, пока у тебя не спросят. Преподобный Амвросий наставлял: «Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото». Стоит прислушаться и к великому русскому классику Льву Толстому, который утверждал: «Люди учатся, как говорить. А главная наука — как и когда молчать».

Все ли мы умеем правильно пользоваться его Величеством Словом? Язык наш как человеческий орган сам по себе безвреден. Но если человек даёт ему волю — вот тут-то кроется опасность. Не зря ведь говорят: «Язык мой враг мой»,  «Меньше говори, да больше делай», «Говори с другими поменьше, а с собою побольше», «От одного слова да на век ссора».

Где-то прочла, что слово можно сравнить с солью. Если мы недосолим пищу, то она будет безвкусной и нам не захочется её вкушать. Если же, наоборот, пересолим, то такую еду не сможем проглотить. И недостаток слов,  и их неумеренность — две крайности. Нужно и здесь соблюдать своеобразный баланс, употреблять слова с умом, рассуждением и вниманием. Святые отцы чаще молчали, больше слушали других. Но каждое произнесённое ими слово подобно золотому — обдуманное и взвешенное. Прежде чем сказать что-то, нужно хорошенько подумать. К сожалению, в жизни так бывает далеко не всегда.

Как часто мы задаём окружающим лишние вопросы, можно сказать, лезем в чужую душу, вместо того, чтобы заняться своей жизнью, и советы ненужные даём, когда у нас их совсем не просят, и душу обнажаем, делимся личным, сокровенным, когда лучше бы сберечь то, что дорого, для близких людей.

Потом сожалеем, раскаиваемся, а уже ничего не изменить. Народ мудро подметил:  «Слово не воробей — вылетит, не поймаешь», «Если на своём языке не удержишь, то на чужом не утаишь».

Одна из греховных страстей — празднословие. И самый яркий пример его проявления — привычка осуждать других. А ведь говорят: «В чём других осудишь, в том и сам побываешь». И пока люди осуждают кого-то, сами грешны тем, в чём осуждают других. Когда человек осознаёт своё несовершенство, он не будет плохо говорить об окружающих. Больше пользы будет, если погрузиться в себя, свой внутренний мир: молиться, слушать слово Божие, читать духовную литературу, посещать храмы и внимать проповедям священников, общаться с доброжелательными людьми — словом, окружать себя добром.

Очень важно, что внутри нас, в нашем сердце, каковы наши помыслы, и направлять их нужно в правильное русло. Иными словами, человек может  и ничего не говорить плохого, но его мысли могут быть наполнены пересудами, злобой, завистью, враждебностью, негодованием. Добрые же помыслы о ближних побуждают нас к любви, пониманию, милосердию, состраданию.

Прочла недавно статью и задумалась. Священник в ней пояснял суть покаяния. Оказывается, мало помнить о своих грехах, нужно стараться исправлять их, преображать свой внутренний мир, очищать, становиться лучше. Если человек, к примеру, злой, то он  должен стремиться стать добрым, жадный — щедрым, болтливый — молчаливым. Только в таком случае человек совершенствуется духовно.

Важно также помнить о том, что ничего не нужно обещать, когда ты находишься в радостном расположении духа, потому что пообещаешь с три короба, а сделаешь с гулькин нос. Нужно сдерживать себя и в порыве гнева, потому что потом, успокоившись, пожалеешь о сказанном.

Как трудно порой обуздать свой язык. Легче выпалить на человека всё, что думаешь, обидеть, осудить, но при этом оправдать себя. Чтобы так не поступать, нужно духовно трудиться, прилагать усилия, постоянно вести борьбу внутри себя.

Вспоминается христианская притча, повествующая о вспыльчивом, несдержанном человеке. Пришёл как-то он к отцу. А тот дал ему мешок с гвоздями и сказал вбивать их в забор каждый раз, когда он не сможет сдержать своего гнева. Поначалу в заборе появилось несколько десятков гвоздей, потом количество их с каждым днём уменьшалось. Затем наступил день, когда сын ни разу не потерял самообладания.  Тогда мудрый отец дал новое задание: каждый раз, когда его сын сдержит себя в гневе, вынимать гвозди из забора. И вот последний из них был вынут. Тогда отец сказал:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.

Если каждый из нас будет помнить об этом и сдерживать себя, то от скольких злых и недобрых слов мы оградим своих знакомых, близких, друзей и просто тех, с кем общаемся.

А чтобы не было искушений осудить кого-то, давайте сосредоточимся на себе, будем стремиться, чтобы чистыми оставались наши помыслы, добрыми — дела и благородными — поступки. И чтобы уста наши не были осквернены злобными словами, а источали только хорошее и позитивное.

Помните, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…», и относитесь к нему бережно, потому что оно обладает великой силой. А куда она будет направлена, зависит только от нас самих.

Светлана Липская.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: