Кто из лельчан видел Ленина? Корреспондент «СЖ» побывал в музее боевой славы средней школы №1

Октябрьская революция - страница Лельчицкого района

0
201

Как сегодня преподаются детям события Октябрьской революции? Кто из лельчан видел Ленина? Мы побывали в музее боевой славы средней школы №1 и пообщались с учителем истории Тамарой Сергеенко.

Тамара Николаевна — опытный историк.  30 лет поколению за поколением она раскрывает глаза на события ушедших лет, объясняет причины и следствия, рассказывает о деятелях, которые навсегда изменили ход развития человеческой цивилизации.

Музей перешёл под руководство Тамары Сергеенко от его создателя Андрея Маслова. В своё время Андрей Максимович потратил много времени и сил на то, чтобы собрать богатый материал. В этом году состоялось открытие обновлённого музея. Спустя годы экспозиции изменили свой вид и содержание, но одно осталось неизменным — признание дел предков.

Андрей Максимович Маслов

Есть у педагога помощники — девять учащихся 6 «А» класса, которые пробуют себя в роли юных экскурсоводов. Между детьми разделены определённые периоды истории, о которых они рассказывают.  У них уже есть опыт в проведении экскурсий: приходили гости не только из нашего района, но и из соседних. Ребята старательно готовятся и волнуются, но хорошо справляются. Как сказала педагог, юные экскурсоводы говорят так проникновенно, что у присутствующих перед глазами живо возникают картинки минувших лет и мурашки бегут по коже.

В планах историка — до конца года познакомить с экспозицией все классы родной школы. Конечно, это требует более индивидуального подхода. Так, первоклашкам больше нравится наглядность, им бы каску примерить и сделать фото на память. А вот для детей старшего возраста уже подойдёт полная экскурсия с подробными историческими фактами.

Есть в музее стенд, посвящённый участникам Гражданской войны 1918-1920 гг. На нём размещены фотографии Павла Тимохова и Романа Лина, которые были непосредственными участниками Октябрьской революции.  Существует даже свидетельство о том, что Павел Степанович присутствовал на выступлении Владимира Ленина перед рабочими.

Когда Тамара Сергеенко по плану подходит к объяснению ученикам темы революции, то особый акцент делает на том, как эти события проходили в Лельчицком районе. Об этом есть информация в книге Анатолия Атнагулова «Хронікі ўбарцкага Палесся». Так, по историческим данным, после Первой мировой войны все сферы народного хозяйства потерпели крах. Это вызвало масштабную недостачу товаров ежедневного спроса, сильно подорожал хлеб. Мозырский комиссар отправил телеграмму в Главное управление по делам милиции, в которой выразил обеспокоенность беспорядками: сельчане захватывали земли, делили их между собой, варварски вырубали лес. Появилась угроза остаться без урожая.

Ситуацией воспользовались большевики и подняли в Петрограде вооружённое восстание солдат и рабочих. Утром 26 октября Второй Всероссийский съезд Советов возвестил о том, что власть по всей стране переходит к Совету рабочих, солдатских и сельских депутатов. От солдат, которые возвращались с войны, полешуки и узнали о том, что к власти пришли большевики.

В это время под руководством учителя Гребенёвской школы Панасюка был создан отряд численностью 25-30 человек. Он начал наступление на Лельчицы, в результате которого были арестованы пристав, офицер, писарь и поп. Отряд увеличивался, вбирая в себя желающих изменить ситуацию.

Естественно, помещики не желали расставаться со своей собственностью и всячески её защищали. В той же книге приводится пример пана Бакановского, который превратил свой дом напротив костёла в Лельчицах в настоящую крепость. Но и до него дошла очередь. Утром дом окружила группа вооружённых людей, которую возглавили Роман Лин и Василий Ляховец. Три дня длилось сопротивление. В конце концов Бакановский понял, что ситуация безнадёжная, и сбежал вместе со своей семьёй в Польшу.

Воспользовавшись царившим в стране беззаконием, возникли целые отряды мародёров из местного населения, которые бесстыдно воровали зерно, домашнюю птицу, мебель и прочее. Надо было срочно принимать меры.

Первым органом, созданным Советской властью в Лельчицах, был земельный отдел, старшиной которого сельчане выбрали своего человека — Василия Ляховца…

События начала XX века определённо были непростыми. Разделения земли, немецкая оккупация, установление власти — обо всём этом Тамара Николаевна рассказывает на своих занятиях. К сожалению, урок истории проводится только один раз в неделю. За эти 45 минут надо опросить учащихся по предыдущей теме и ввести в курс дела новой. Важно, считает педагог, донести детям причины и результаты событий. Состояние рабочих и крестьян было плачевным, а после войны ситуация усугубилась. Революция и установление новой власти позволило людям получить равноправие, землю, образование. Это вывело людей на более высокий уровень жизни.

Нынешним детям тяжело представить эти события, но уроки истории позволяют осознать, что каждое действие, каждый поворот несёт свои последствия. И важно помнить, благодаря каким историческим ступеням и перипетиям мы получили то, что сегодня имеем.

Евгения Ляховец.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: