23 января 1944 года — одна из знаменательных дат в истории Лельчицкого района. 77 лет минуло с той поры, когда район был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, но память снова и снова возвращает нас в годы военного лихолетья, в то время, когда район находился в плену у фашистов, а его жители не переставая верили в то, что свобода придёт совсем скоро…
Хорошо, что в школах  есть музеи,
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.

Важную роль в сохранении памяти о  войне, о жизни людей  играют школьные музеи. Государственному учреждению образования «Тонежский детский сад – базовая школа» в этом плане очень повезло: поднявшись на второй этаж, можно попасть в «сялянскую хатку», где  знакомишься  с бытом и  занятиями  бабушек и дедушек, а уже через несколько минут, переступив порог в другую музейную комнату, оказываешься там, где хранятся экспонаты, напоминающие о  Великой Отечественной войне.

А  всё началось в 1982 году. Под руководством учителя истории Георгия Моисеенко создан краеведческий музей. 

Несмотря на мирные послевоенные годы, земля так и не смогла спрятать от людей  военную атрибутику: пули, фляги, части оружия. Георгий Алексеевич вместе со своим поисковым отрядом — учениками школы,  проводили  в урочище Горка раскопки, где обнаружили гильзу, в которой была записка. В ней  рассказывалось о замполите Самуиле Хаевском, освобождавшем агрогородок Тонеж. Так как адрес ребятам и Георгию Алексеевичу был известен всё из той  же записки, было решено связаться с родными Хаевского. Так жена и дочь смогли приехать на место гибели их родного человека, рассказать, каким был Самуил Зиновьевич, а чтобы память о нём жила,  в музее был создан уголок, где разместили личные вещи героя, переписку с его женой Генриеттой Хаевской. Позднее его именем назвали одну из улиц агрогородка. Благодаря таким поисковым операциям, были собраны недействующие оружейные экспонаты, материал о жителях агрогородка Тонеж, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны или в партизанских соединениях. Из 174 человек вернулись не все — большая часть пала смертью храбрых. На музейных стендах они навсегда останутся молодыми и… живыми, а перед стендом погибших всегда хочется склонить голову и застыть  в непрерывном молчании.  В память о каждом воевавшем, ученики тонежской  школы вышили платки. А, когда смотришь на стенд, где размещена карта освобождения Лельчицкого района от немецко-фашистских  захватчиков, возникает вопрос: где люди брали такую силу воли, веру, что не просто выстояли, но и прогнали  врага с земли нашей? И ответ приходит сам собой, когда смотришь в уставшие глаза людей  на фотографиях: за их плечами была Родина, семьи — самое дорогое и любимое.

В школьном музее есть стенд, о событиях которого учащиеся  слушают, затаив дыхание. События связаны с 1943 годом. В канун Рождественского сочельника каратели согнали жителей агрогородка в церковь и подожгли. Чудом смогла уцелеть только одна женщина — Татьяна  Боровская, но в тот день она потеряла четверых своих детей. Добравшись, не помня себя от горя, до леса, седая, босая, в обгоревшей одежде к уцелевшим односельчанам, она рассказала о злодеянии, совершённом немцами над мирными людьми.

В музее, на стенде есть те самые жуткие цифры о невинно сожжённых, которые показывают и являются свидетелями того страшного уничтожения, издевательства над жителями Тонежа. Здесь  собраны  письма, документы, газеты, фотографии военных лет. Учениками школы был создан уголок о жизни детей в концлагерях Беларуси.

Шло время и музей пополнялся новыми  экспонатами.  Ребята могли видеть материал, фотографии  людей, которые образовывали колхоз «Труд», познакомиться с культурной жизнью агрогородка, которая началась ещё до войны,  с жизнью и творческой деятельностью, так рано ушедшего от своих земляков — жителей Тонеж,  народного артиста Беларуси, выдающегося хорового дирижёра, профессора Михаила  Дриневского. а возле стенда «Образование» останавливаются не только дети, но и учителя, так как всё, что связано с жизнью школы, всем очень дорого.   Учащиеся знают, как первому  директору школы Георгию  Баланчуку  вместе со своими коллегами было тяжело восстанавливать образование в первые послевоенные годы. Знают учащиеся  и об Афганской войне.  Музей вызывает большой интерес и восторг у посетителей.

Работу  Георгия Алексеевича  продолжили его  коллеги Вера Сингаевская и Валентина Соколовская. Каждый из них старался сделать так, чтобы ученики, приходя в музей, соприкоснулись с прошлым, прочувствовали гордость за своих земляков, свою малую родину,  боль утраты от пережитого в годы войны и сделали для себя соответствующие выводы. Ведь для руководителя музея нет большей благодарности, чем после беседы с учениками видеть их глаза не пустыми, а наполненными смыслом и пониманием. Именно такой, неизгладимый след в памяти учащихся и учителей Лельчицкой районной гимназии оставила  экскурсия, которая прошла по маршруту «Дорогами      сожжённых деревень: сёстры Хатыни» и затронула, как школьный музей так и мемориальный комплекс,  храм Николая Чудотворца. Материалы школьного музея используются при проведении юбилейных торжеств, уроков мужества, внеклассных мероприятий. Ведь главная цель уроков мужества — воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны, ветеранам войны, труженикам тыла, чувство гордости за народ–победитель.

Современному поколению даже сложно вообразить, что пришлось пережить тем, кто отстаивал независимость и право быть свободными. Даже пересмотрев все фильмы о том времени и прочитав все книги и статьи, мы никогда не сможем понять тех, кому довелось пережить эти страшные годы.

Пусть война навсегда останется в нашей памяти, а бережное и уважительное отношение к людям, пережившим её, станет доказательством высокой гражданственности и патриотизма в  воспитании новых поколений, выросших в мирное время. Жить надо так, чтобы такое зло, как война, никогда не повторилось.

Школьный музей — это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Публикацию подготовила Надежда  ГУД при содействии директора Тонежского детского сада-базовой школы Петра Баланчука и руководителя музея  Татьяны Левковец.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: