Наши земляки — афганцы

0
886

Афганская война… Она ушла в историю, но за неполных десять лет боевых действий унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Эта война — горе тех, кто в ней участвовал, это наши ребята, которые были просто солдатами… Для остальных она далёкая, чужая, непонятная.

Александр Ковалевич

Не прошла эта война мимо нашей деревни Глушковичи: 12 совсем юных парней были призваны на службу в Афганистан. В 1981 году первыми ушли Леонид Зайчик, Михаил Романов и Владимир Ковалевич, которые служили в мотострелковых войсках в Кандагаре. Весной 1982 года призвались одноклассники, которые служили в окрестностях Кабула: Михаил Зеньковец, Николай Ковалевич и Михаил Кульбака. В 1985 году в ряды Советской Армии призваны Владимир Михалков, отслуживший в Афганистане полтора года танкистом. В одном из боёв Владимир получил ранение. После госпиталя охранял батальон. Александр Ковалевич  служил в мотострелковой группе «Карабаг» командиром отделения миномётчиков в провинции Герат. Позже был переведён в провинцию Меймене.  Фёдор Самара служил в мотострелковой группе «Герат» командиром расчёта зенитной установки, а затем заместителем противотанкового взвода. Александр Брилевич  нёс службу водителем по маршруту Хайратон — Баграм — Кабул.  Фёдор Швед  был сапёром в провинции Параван в районе Чарикар.

Фёдор Самара
Александр Брилевич

В 1987 году в ряды Вооружённых Сил СССР ушёл служить Леонтий Снегур, попал под Кабул в мотострелковую роту снайпером. Службу в Афганистане проходил и Николай Огневой. Анатолий Черномуров  служил в Египте. В 1987 году призвался в армию Василий Довбан, до мая 1989 года он нёс службу сначала в Туркменистане, а потом попал в мотострелковый полк миномётчиком в самые горячие точки: Гиршие, Кандагар, Герат.

Служба оказалась не из лёгких. Пришлось вчерашним школьникам, мальчишкам 18-19 лет учиться убивать, защищаться, выживать в немыслимых условиях: бури, безводье, жара днём, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни. Там не было наших лесов, голубых рек и озёр — одни жёлтые пески пустыни, горы да бесконечная пыль.  Поначалу наши военные оказались без жилья, кроватей, спальных мешков. А драться надо было с вооружёнными всем необходимым противниками, профессия которых — воевать.

Не всем выпало прийти живыми дорогами Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожжённые, пропахшие потом, кровью, порохом. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы ничего и нет. А любящие сыновья, конечно же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. Вера, сплочённость и молитва к Господу Богу помогли остаться живыми. 15 февраля 1989 года наши односельчане вместе с другими военнослужащими покинули Афганистан, который стал их частичкой судьбы, а для нас — местом трагедии и героизма советских воинов. Они, призванные в ряды Советской армии, с 1979 по 1989 годы с честью прошли испытания, выполнили свой интернациональный и профессиональный долг, и будут этим гордиться, пока живы.

Мои земляки вернулись домой все живыми.  Сейчас у каждого из них своя семья. У некоторых уже внуки. К сожалению, двоих из списка призванных, по стечению обстоятельств, уже нет в живых.

Нам это трудно понять и представить, что когда-то наши ребята уходили служить в такие горячие точки. Об этом мы лишь узнаём из рассказов очевидцев, из кинофильмов, книг. Мы смотрим фильм, а они вживую не только смотрели, но и принимали участие, видели смерть каждый день и каждый час, теряли товарищей, братьев. Войну хорошо слышать — да тяжело видеть.

Сотни белорусов не вернулись из Афганистана. А ведь дома их ждали… мать, отец, подруги. Мы склоняем головы перед светлой памятью земляков — воинов-интернационалистов — патриотов, преемников Великой Отечественной войны, верных высоким идеалам, сильных духом людей.

Человек на войне распознаётся быстро, ведь каждый живёт с обнажённой душой и нервами, и не просто скрыть свои чувства. На войне все в одинаковой опасности и сразу видно, кто есть кто. В мирное время можно годами носить маску. Война вскрывает всё. Не сделав никого ни лучше, ни хуже.

Людмила ДАНИЛЕЙКО.
аг. Глушковичи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: