Не молодой, но такой сильный

Легендарный, неповторимый и узнаваемый во всём мире БелАЗ отметил недавно 60-летие. Именно столько лет исполнилось с момента выхода с конвейера этой первой большегрузной машины.

К Лельчицкому району эта техника имеет прямое отношение, поскольку активно используется в карьерах щебзавода «Глушкевичи» КПРСУП «Гомельоблдорстрой».

Автопарк БелАЗов постоянно обновляется. Приобретение новых самосвалов происходит в рамках инвестпроектов по созданию нового и расширению действующего производства.  

Начальник транспортного участка щебзавода «Глушкевичи» Александр Данилейко рассказывает, что БелАЗы на щебзаводе начали появляться после второй половины 80-х годов. До этого горную породу из карьера возили на украинских КРАЗах.

— Сейчас автопарк БелАЗов насчитывает 7 единиц. 5 — грузоподъёмностью 30 тонн и ещё 2 «великана» — грузоподъёмностью 45 тонн, — поделился с «СЖ» Виктор Данилейко.

Самые первые БелАЗы давно уже списали. Из поколения водителей, которые начинали работать на первых большегрузах, остались Пётр Акулич и Виктор Данилейко.  

С Виктором Данилейко нам удалось встретиться и поговорить:

— Свой первый БелАЗ я получил в 1989 году. Его грузоподъёмность 25 тонн, — вспоминает водитель, за плечами у которого более 30 лет опыта управления самосвалами. — Ключи от большегруза получал в Жодино на заводе и пригонял «своим ходом» в Глушковичи. День уходил на то, чтобы добраться. 2-3 дня делал техобслуживание, смазывал, подкручивал эту машину, а затем в карьер. Свой первый рейс поехал за камнем в карьер «Крестьянская Нива». Рабочая смена длилась 8 часов.    

Самые же первые БелАЗы завод получил немногим раньше ― в 1988 году. За их руль сели Яков Довбаш и Иван Михалков. Грузоподъёмность техники составляла 25 тонн, у КРАЗа же — 12 тонн. Так что легендарный самосвал сразу показал своё превосходство. БелАз выигрывал против              КРАЗа наполовину. Жодинские автомобили завоевали место технически передовых.

В разные годы автопарк Глушковичского щебзавода пополнялся самосвалами, грузоподъёмностью 25, 27, 30 тонн. Последние годы стали приобретать машины с грузоподъёмностью 45 тонн.

История самой первой модели начиналась в сентябре 1961 года. Именно в этот день с конвейера в Жодино сошёл первый БелАЗ. Его модель — БелАЗ-540. Это был первый отечественный грузовик с гидропневматической подвеской, а также объединённой гидросистемой усилителя руля и механизма подъёма кузова. Ещё это был по-настоящему дизайнерский автомобиль, созданный талантливым промышленным художником Валентином Кобылинским.

Компоновка БелАЗ-540 была выполнена по схеме «кабина рядом с двигателем», что позволяет получить минимальные базу и длину машины, а, следовательно, повысить её манёвренность. Эта же схема даёт возможность рационально распределять вес по осям и наилучшим образом использовать площадь автомобиля — бóльшая часть шасси занята кузовом. Эти базовые принципы актуальны и сегодня для «компактного» карьерного транспорта.

Достоверно известно, что с 1970 по 1980 год Великобритания купила 43 БелАЗа. Ещё их покупали Бельгия, Италия, Кипр, ФРГ и Швеция. Кроме того, в 1970-х годах белорусские карьерные самосвалы семейства БелАЗ-540 покупали Алжир, Афганистан, Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Замбия, Индия, Иран, Куба, Монголия, Пакистан, Польша, Румыния, Сирия, Турция, Чехословакия и Югославия. Самым крупным покупателем был Китай. В 1980-х к этому списку добавились и другие страны.

В 2013 году на свет появилось действительно новое поколение белазовских «малышей» — семейство БелАЗ-75440. Под капотом у таких машин находится двигатель Cummins QSX15-C435 с электронной системой управления. Гидромеханическая передача здесь тоже с электронным управлением. Все конструктивные и компоновочные решения «заточены» под увеличение ресурса. За внешность эти самосвалы прозвали «бульдожками».

Константин КОВАЛЁВ.
Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: