На базе государственного учреждения образования «Глушковичская средняя школа» прошёл онлайн-семинар «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы».

Современно звучат цели образования, обозначенные ещё Яном Амосом Каменским: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственно, то есть осуществлять то, что помогает человеку стать Человеком. Развести понятия «воспитание» и «обучение» в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена невозможно. «Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка — творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке», — писал Евгений Ильин. Видеофрагменты уроков были предоставлены на онлайн-семинаре.

Какими же путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражён в суждении: «Каждый урок воспитывает». Тому подтверждением являются уроки, проведённые учителями русского языка и литературы Глушковичской средней школы.

Началось мероприятие уроком-размышлением по русской литературе в 8 «Б» классе по очерку В. Г. Короленко «Парадокс» на тему «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Определяя, в чём заключается смысл названия произведения, ребята на уроке были вовлечены в размышления о предназначении человека. Рассуждали о том, в чём для них заключается счастье. Для учащихся демонстрировались видеоролики о детях с ограниченными возможностями, о землячке Нине Радиловец, которая своим примером доказала, что для человека, который хочет чего-то добиться, нет ограничений, нет предела его возможностям. Это был урок человечности и доброты. Но главное, что учащиеся усвоили, — любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях. Дети поняли, что если хочешь жить счастливо — не нужно спать, лениться, нужно действовать, бороться, но не забывать, что счастье не может строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Нужно стремиться быть нужным, полезным, протягивать руку помощи. Напоследок учащимся были подарены календарики с символом 2022 года — белой синицей (белая лазоревка или князёк), которая в народе является символом счастья, жизни и оптимизма. Урок оставил у учащихся неизгладимый след.

Нина Кравчук провела урок-практикум по русскому языку в 11 классе на тему «Чужая речь и способы её передачи». Одним из элементов воспитания на уроке русского языка является работа с текстом. Учитель предложила такую форму работы с текстом, как «Корректор». Работая с текстом, ребята решали орфографические и пунктуационные задачи, а также необходимо было восстановить концовку текста. Текст носил воспитательный характер: три путника в жаркий полдень подошли к прохладному ключу, возле которого была надпись: «Будь похожим на этот источник». В тексте путники рассуждают об этой надписи. Учащиеся также высказывали своё мнение, что могла означать эта надпись. И пришли к мнению: «Сохрани своё сердце в такой чистоте, как вода в этом источнике».

В завершение семинара Валентина Маркевич был проведён урок смотра знаний по русскому языку в 6 классе на тему «Обобщение изученного о существительном как части речи». Красной нитью прошла воспитательная цель урока: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание дружеских отношений, любви к Родине. Учащиеся, демонстрируя знания по теме «Имя существительное как часть речи», составляли ассоциативные ряды к словам «род», «Родина»; выписывали имена существительные из текста о своей малой родине — Глушковичах; собирали в сундучок одушевлённые имена существительные; представляли себя волшебниками, «одушевляя» имена существительные неодушевлённые; писали мини-сочинение о дружбе. В целом урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере.

Важно отметить, что все проведённые уроки прошли в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. Реализация воспитательного потенциала, направленная на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться, была результативной и современной.

Любовь Бурим,
учитель русского языка и литературы Глушковичской средней школы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: