Наталья Горобцова (Журович ― девич.) своё спасение из огненного Мариуполя называет чудом. Буквально целый месяц её семья, а это дочь Ольга, зять Вадим и внук Алексей находились в подвале соседского дома. Нужно было пережидать бомбежки, которые, казалось, продолжались бесконечно. От доносящихся на улице постоянных взрывов было и страшно, и жутко, и мрачно. Сейчас, находясь в тепле и уюте в Лельчицах, Наталья говорит, что поняла истинную цену хлебу и воде. И миру.

Мы сидим на кухне в квартире у Натальи в Лельчицах и беседуем. Она  уже немного отошла от пережитого, поэтому охотно согласилась поделиться тем, что ей пришлось перенести и увидеть.

― Мы жили в подвале целый месяц. Я спала, сидя на табуретке, да и какой это был сон, 2-4 часа. И постоянно на нервах. Не снимая   куртку, обувь. Колотишься от холода и переживаний, ― вспоминает собеседница. ― В подвал нас позвали соседи, хорошие знакомые, потому что в нашем подвале было тесно. Да и когда все вместе, то лучше переносилось всё окружающее. Так и ютились мы 12 человек в одном помещении…

Как говорит Наталья, ни связи, ни телевидения не было, жили, словно оторванные от мира. Готовить  выбегали из соседского подвала к своему дому. Там для приготовления первого приспособили мангал. И особо долго не задерживались на улице. Бежали скорее обратно в укрытие. За месяц запасы продуктов истощились. Последние дни доедали остатки. А когда соседка испекла и принесла нам хлеб, то мы делили его на части, ели и целовали.  

Дом соседей Натальи, как и её семьи, расположен в частном секторе Мариуполя, в красивейшем месте, всего в трёх автобусных остановках от Азовского моря.  Собеседница вспоминает, что через две недели после начала спецоперации, нашла у себя в огороде осколки снаряда. А однажды где-то поблизости ударили так, что земля задрожала. И, казалось, дом подымается и опускается.  Тогда и стекла из окон выбило.

Она признается, что не знает, что сейчас с её домом. В Мариуполе остался её муж, который рассчитывает на скорейшее установление мира.  Супруг остался досматривать брата. Наталья также думает о мире, но пока ей в Беларуси спокойнее. Здесь её малая родина.   Когда ей  было 18 лет она уехала из Лельчиц  в Украину и вышла замуж… А сейчас  вынуждена вернуться в  бывшую родительскую квартиру райцентра.

Наталья признается, что первое её возвращение уже было, когда вместе с семьёй переехали в Лельчицы, во время  боевых действий на территории Донецкой и Луганской областей, начавшихся в апреле 2014 года.

― Мы долгое время жили в Лельчицах, ― говорит Наталья. ― Думали, у нас там всё утихомирилось, и решили вернуться 2021 году  в Мариуполь. И только вернулись, как через несколько месяцев началась спецоперация… Когда уезжали, даже забрать с собой толком ничего не успели. А куда заберешь много? Добирались на машине со знакомыми, при этом ещё две недели прежде, чем увидели Беларусь, находились в лагере возле Мариуполя.

Лагерь для беженцев, куда попала её семья, располагался в тридцати километров от Мариуполя, на территории ДНР в посёлке Безыменное. Люди жили в палатках, им помогали волонтёры. Они хорошо относились ко всем: поддерживали морально, угощали горячим борщом, конфетами.  Всё было вежливо. Внук Алексей познакомился с мужчиной, всё помогал ему дрова для «печки-буржуйки» носить, чтобы всем теплее было.

 Семья Натальи уехала,  успев взять документы и  самое необходимое из вещей. У семьи ещё было время подумать что взять.  А к некоторым её знакомым военные пришли,  дав на эвакуацию и сборы  всего десять минут. К нашей собеседнице тоже пришли военные и сказали: «Вам лучше уехать».  Покидая Мариуполь только и запомнила в окнах автомобиля разруху на улицах: столбы валяются, провода, на дорогах, ямы…

― Мы около двух недель прожили на трассе в лагере в Безыменном. А в Лельчицах вселились, считай, в пустую квартиру. Не было даже мебели толком. К нашей ситуации отнеслись с пониманием. Окружающие помогали кто чем мог. Мебелью, продуктами, деньгам. Теперь мы более-менее обжились. Хочу сказать спасибо соседям Тамаре Лин, Людмиле Лось, детскому саду №5, всем другим, кто не остался равнодушным, ―  благодарит Наталья.

Дети ― дочь и зять Натальи сейчас подыскивают себе работу. Внук Алексей уже пошёл в школу в пятый класс. Ту самую, среднюю школу №2, которую посещал до того, как уехал в Мариуполь.

― Меня отлично встретили одноклассники, все обнимали, были довольны, радовалась мне и  первая учительница  Валентина Герман, ― рассказывает Алексей.

Его бабушка добавляет, что после долгого нахождения в подвале внук очень сильно соскучился по живому общению. И теперь он с радостью ходит на учёбу. Любимые предметы: история, русский язык, литература. Школьник потихоньку возвращается к спокойной и мирной жизни. Чувствуется его приподнятое настроение и то, что все у него будет хорошо. 

Пока мы беседовали, рядом с нами, раскинувшись на диване, лежала кошка Боня. Её, как и остальных членов своей семьи, Наталья любит и не отделяет. Во время бомбёжек животное было также рядом. Кошка предупреждала о приближающейся опасности громким мяуканьем и беготнёй по комнатам.  По ней определяли, что нужно прятаться. Так что Боня тоже старалась, как могла помочь пережить трудные времена.

История Натальи и её семьи ― одна из тех похожих судеб, которая постигла многих переселенцев в Украине. Они остались без крова, без крыши над головой, пережили потрясение, но не сдались. Переселились в Беларусь не по своей воле, но с хорошими мыслями, в попытке начать жизнь с нуля. Забыть старое и начать новое. В нашей стране в силах дать им временный кров, работу и внимание.

Константина КОВАЛЁВ
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1

Добавить комментарий

Войти с помощью: