X Международный фестиваль хореографического искусства «Сожскі карагод», приуроченный  к 880-летнему юбилею Гомеля, пройдёт с 9 по 11 сентября.

Одним из важных новшеств фестиваля станет конкурс циркового искусства. Истинным украшением Международного фестиваля хореографического искусства «Сожскі карагод»» являются выступления лучших профессиональных танцевальных и театральных коллективов. Высокий профессиональный уровень проведения феста создал ему доброе имя. А 10 сентября наш областной центр отпразднует свэй 880-летний юбилей. Ожидается масштабная культурно-массовая программа с фестивалем театров огня, выступлениями кавер-бендов на набережной и различными яркими перфомансами и инсталляциями.  А накануне юбилейного X Международного фестиваля хореографического искусства «Сожскі карагод» хочется вспомнить, как проходили первые фесты. Поможет нам в этом Лидия Сайкова (на снимке), которая, возглавляя в те годы отдел по связям с общественными  объединениями, учреждениями культуры и средствами массовой информации Гомельского горисполкома, стояла у истоков значимого культурного события.

Вдохновил «Славянский базар»

– Мысль организовать в нашем городе масштабный фестиваль появилась после того, как вместе с тогдашним председателем Гомельского горисполкома Сергеем Шаповаловым мы побывали на «Славянском базаре» в Витебске и пришли в полнейший восторг от того, что там увидели, – вспоминает Лидия Сайкова. – Захотелось осуществить в Гомеле что-то подобное. В городе над Сожем были давние хореографические традиции. В частности, ещё в 1946 году в рамках декады белорусского искусства нашу республику представлял в Москве гомельский ансамбль танца под руководством народного артиста БССР Александра Рыбальченко. Поэтому решили двигаться в данном направлении. «Давай, Лидия Климовна, думай! А я поддержу», – сказал мне тогда председатель горисполкома. 

Для фестиваля нужно было собрать большую сумму денег, которых у городских властей попросту не было. Решено было обратиться к гомельским предприятиям. Многие, к счастью, откликнулись. Но и этого было недостаточно. 

Времени оставалось мало, и Лидия Сайкова решила попытать счастья в Министерстве культуры: 

– Отправилась без предварительной записи. Попала на обеденный перерыв. Секретарь меня не пускает, но я, как фурия, влетела в кабинет министра, представилась и говорю: «Мы задумали хореографический фестиваль международного значения. Хотелось бы попросить у вас денег для осуществления идеи». Министр достал кошелёк и полушутя произнёс: «Сколько вам нужно?» Тем самым он дал понять, что денег мы не получим, так как в конце 90-х общеэкономическая ситуация была достаточно непростой.

Это не остановило Лидию Сайкову, и, желая осуществить задуманное, она направилась в Верховный Совет Республики Беларусь, где встретилась со знакомыми депутатами и попросила народных избранников помочь в организации фестиваля. Благодаря их содействию Министерство культуры в итоге взяло на себя расходы по пребыванию в нашем городе артистов театра оперы и балета Беларуси и  Государственного ансамбля танцев Беларуси. 

«Гомельские скоки» или танцпол?

Но какой же фестиваль без символики? К слову, эмблема «Сожскага карагода» появилась раньше его названия. Член Белорусского союза художников Анатолий Отчик предложил несколько  вариантов эскизов с изображениями льна, элементов белорусского флага и силуэтов аиста. Выбор остановили на парящей птице, которая более всего ассоциировалась с нашим краем. Затем Анатолий Отчик предложил скульптору Вячеславу Долгову (автору известных композиций «Прогулка с борзыми», «Лодочник». «Карандаш») создать статуэтку в виде аиста, которую решено было вручать победителям конкурсной программы фестиваля. Один из символов «Сожскага карагода» отливали на Гомельском литейном заводе «Центролит». Впоследствии в несколько видоизменённом варианте статуэтку увезли домой многие участники феста.

В выборе же названия фестиваля прийти к общему решению было не так просто.

– Члены оргкомитета на заседании горисполкома высказывались по кругу, – вспоминает Лидия Сайкова. – «Гомельские скоки», «Гомельский танцпол», «Полесский хоровод», «Палесская прыгажосць» –  каждый, кто озвучивал свой вариант, считал его самым лучшим.  Не было такого: «Вот оно! Нашли!» В результате всё-таки утвердили «Сожскі карагод». 

Оставалось найти режиссёра-постановщика, который справился бы с масштабной задачей.

– Когда мы предложили занять эту должность народному артисту БССР Александру Рыбальченко, он сказал: «Я не потяну». К тому времени гомельский хореограф был уже в преклонном возрасте и хорошо понимал, что не сможет в полную силу работать над воплощением  масштабных танцевальных полотен, – поясняет Лидия Сайкова. – В результате пригласили режиссёра из Санкт-Петербурга, у которого был опыт постановки зрелищных мероприятий.

Не обошёлся первый фестиваль и без курьёзов. 

– На торжественном закрытии феста преподнесли членам жюри на рушниках горшочки с драниками. Судьи, решив, что получили горшочки с рушниками в качестве сувениров, забрали их себе. Я не зря ото рассказываю, – добавляет Лидия Сайкова, – так как потом во время ревизии всё ото записали в ведомость как пропажу. 

А в цирке во время заключительного концерта фестиваля Лидия Сайкова от пережитых эмоций практически потеряла сознание:  – У меня от счастья потекли слёзы. Казавшаяся неосуществимой грандиозная задумка воплотилась в жизнь. А значит, работа была проделана не зря.

ГВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: