В аг. Боровое проживает один узник — Иван Данилович Демидовец. В преддверии дня Победы мне удалось побеседовать с ним. Он со слезами на глазах рассказал о своём потерянном детстве.

В семье Ивана Даниловича было четверо детей: это Захарка, Гриша, Ксения и он. Отца Ивана на фронт не взяли по состоянию здоровья. Когда немцы пришли в Боровое и подпалили всю деревню, отец Ивана в урочище «Ужече» сделал землянку из хвойных лапок и перевёз туда своих детей.

— В лесу нечего было есть, кроме грибов и ягод. Но отец наш умудрялся ночью ходить в деревню и приносить картошку, которая была закопана в бурте около нашего дома. Мы ели её с удовольствием, несмотря на то, что она была мёрзлой и местами гнилой.

В лесу, в курене, которое смастерил наш отец, прятались не только мы. Женщина по имени Марта привела к нам ещё двое детей: Владимира и Василия. Им тогда было, как и мне, по 7 лет. Оставались мы в лесу недолго. По донесению кого-то, к нам приехали два полицая, которые погрузили нас — меня, сестру Ксению, брата Гришу, Владимира и Василия Марты на конную повозку и увезли. Куда? мы не знали. Помню только, как очень хотелось нам есть в дороге. Полицаи и немцы ели, а нам кидали куски хлеба как собакам. Ехали мы долго, потом очутились в каком-то городе. Нас разместили в доме на втором этаже. Сам дом был высоким, вокруг был огорожен колючей проволокой. Немцы и полицаи охраняли территорию день и ночь с автоматами в руках. С нами там было очень много детей и подростков. Через дорогу располагалась так называемая столовая, куда нас водили на обед. Кормили «борщом» с крапивы. Эта трава росла неподалёку от того места, где нас содержали. Её косили, варили и давали нам. Но мы всё равно оставались голодными. Разве этим утолишь голод? Как я потом узнал, место, где мы находились, было пересыльным концлагерем для детей и подростков в городе Олевск Украинской ССР.

Постоянно, будь это день либо ночь, приезжали какие-то машины и куда-то увозили детей, которые были чуть постарше меня. Как потом оказалось — в Германию. Нас не взяли, к счастью, потому что мы были ещё маленькими.

С нами в концлагере была семилетняя девочка с Олевска и её мать. Мы её называли мамой Мотра. Когда нас и её дочку вели в столовую, эта женщина, рискуя своей жизнью, передавала нам, детям, в бутылках молоко, а также хлеб. Один раз её фашист чуть не застрелил с автомата. Вот так мы жили до конца войны. В голоде и постоянном страхе.

Хоть мы были детьми, но я хорошо помню, как все радовались освобождению Беларуси. Забрать с концлагеря нас приехал отец Василия и Владимира — Константин. Добирались мы домой на повозках, подвозили украинские люди, много шли пешком, — рассказал Иван Данилович.

Когда я общался с бывшим малолетним узником, он горько плакал, возможно, в тайне обижаясь на свою судьбу, так как его детство прошло под дулами автоматов.

В заключение нашей беседы Иван Данилович не мог не обратиться к молодому поколению:

— Берегите мир на земле. Это самое главное и ценное в жизни. Посмотрите, как сегодня хорошо жить. И всё это благодаря нашему мудрому Президенту и власти на местах. Так сохраните это. И ещё больше приумножьте то, что уже достигли.

Василий ЛАРИОНОВ, председатель ветеранской организации «Боровое».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: