Для нашей страны март отмечен печальной датой: 80 лет назад на карте не стало Хатыни.

Исчезла из жизни тихая приветливая белорусская деревушка. От рук нацистов погибли почти все её жители. В Хатыни жили обычные крестьяне, которые трудились на земле, растили детей, отмечали праздники, мечтали о будущем, но для них оно, к сожалению, не наступило.

Трагедия настигла Хатынь 22 марта 1943 года. В этот день для восстановления повреждённой партизанами между Плещеницами и Логойском линии связи были направлены два взвода 1-й роты 118-го немецкого полицейского охранного батальона. Подъехав к месту обрыва, полицаи попали в засаду, организованную партизанским отрядом «Мститель». Партизаны обстреляли колонну фашистов. После перестрелки партизаны отступили, был убит немецкий шеф-командир роты гауптман Ганс Вельке. Этот случай оказался особым для фашистских захватчиков, так как его итог выходил за рамки рядового боя с партизанами. Они начали мстить.

После инцидента из Логойска был вызван спецбатальон во главе со штурбанфюрером Оскаром Дирлевангером. По оставшимся на мартовском снегу следам партизан фашистские захватчики пришли в окружённую лесом Хатынь.

Ни в чём не повинным людям немцы вынесли смертный приговор. Из домов фашисты выгнали стариков, детей, женщин и мужчин. Больных и немощных подталкивали прикладами. Согнали всех в сарай на окраине, в котором когда-то хранилось сено. Взрослые, как могли, успокаивали детей, но тревога с каждой минутой всё сильнее охватывала их. Запертые внутри, они не знали, что творилось снаружи. В это время несколько полицаев обкладывали стены сарая соломой, лили бензин и жгли спички. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались их спасти. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулемётов.

Мартовский день 1943 года стал последним для 149 хатынцев, из них 75 детей до 16-летнего возраста. В пламени исчезли 26 домов. На месте деревни остались пепелище и сиротливо торчащие печные трубы.

Шесть человек спаслись: один взрослый и пятеро детей. Ускакал на лошади в соседнюю деревню 13-летний Александр Желобкович. Спрятались брат и сестра Яскевичи — Владимир (13 лет) и Софья (9 лет). Троим хатынцам было суждено выжить, выбравшись из горящего сарая: 7-летнему Виктору Желобковичу, 12-летнему Антону Барановскому и 56-летнему Иосифу Иосифовичу Каминскому.

Последний свидетель хатынской трагедии — деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришёл в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — «Непокорённый человек».

Трагедия Хатыни — не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси. Страшную судьбу уничтожения вместе с Хатынью во время Великой Отечественной войны разделили свыше 9 000 сёл и деревень Беларуси. Некоторые из них, сожжённые вместе с людьми, как и Хатынь, после войны уже не возродились.

В память увековечения жертв фашизма на территории страны на месте невосстановленной белорусской деревни в 1969 году открыт мемориальный комплекс «Хатынь». Мемориал стал трагическим символом многострадальной Беларуси, воплотившим в себя боль и скорбь погибших.

Юлия ХУК.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1

Добавить комментарий

Войти с помощью: