В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый гражданин обязан принимать участие в финансировании государственных расходов. Как правило, это происходит путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей.
Каждый работник из начисленной зарплаты уплачивает подоходный налог, а также взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Наниматель выступает здесь в роли агента: удерживает данные суммы и перечисляет их в бюджет.
При этом работодатель также делает взносы в ФСЗН на социальное и пенсионное страхование и взносы в «Белгосстрах» на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на работе.
За счёт данных средств граждане получают свои гарантированные выплаты в случае потери трудоспособности, выхода на пенсию, несчастном случае на производстве.
Однако пытаясь «минимизировать» налоговую базу, отдельные наниматели официально выплачивают работникам только минимально допустимую заработную плату, а оставшуюся, как правило, большую ее часть выплачивают без отражения в отчетности или, как говорится, «в конверте».
Выплачивая заработную плату «в конвертах», наниматели пытаются снизить издержки на оплату труда и фактически уходят от отчислений в ФСЗН.
Обман государства обходится дорого: с нанимателей, выплативших доходы физическим лицам без отражения в отчетности, взыскиваются недоплаченные налоги (сборы), другие обязательные платежи в бюджет и пени за несвоевременную их уплату. А за уклонение от уплаты налогов и взносов в ФСЗН предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.
Также «серые выплаты» несут ряд негативных последствий для работника. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты «в конверте», наниматель в качестве аргумента высказывает мнимую заботу о нем: якобы, без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник лишается многих прав и социальных гарантий, предусмотренных трудовым и иным законодательством, так как у работника, получающего от нанимателя зарплату «в конверте»:
• отсутствуют официальные сведения о фактически полученной заработной плате, что ставит под вопрос, например, получение кредита для строительства или приобретения крупной покупки, так как сумма запрашиваемого и выдаваемого кредита напрямую зависит от размера «официальной» зарплаты;
• выплаты по больничному листу, отпускные будут произведены только из расчета «официальной» заработной платы;
• размер пенсионных выплат будет исчислен из «официальной» заработной платы, а периоды, когда взносы в ФСЗН вообще не были уплачены, не будут засчитывать в стаж для назначения пенсии.
Если у Вас появились сомнения относительно размера официально выплачиваемой зарплаты, уплаты взносов в ФСЗН или есть вопросы относительно стажа работы, то для получения информации о периодах работы с уплатой взносов в ФСЗН, а также информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (гражданина) (в данной информации будет указано с какого размера заработной платы уплачены нанимателем взносы в ФСЗН и, соответственно, какой размер заработной платы будет учитываться при исчислении пенсии, пособий и других социальных выплат) можно:
- лично обратиться в Лельчицкий районный сектор ФСЗН с документом, удостоверяющим личность. Информация предоставляется безвозмездно не позднее 10 дней со дня обращения. Телефон для справок: 2-19-37, 2-16-51.
- установить мобильное приложение «ФСЗН», которое доступно для скачивания на платформе Google Play.
Внимание: данную информацию можно получить только за период ведения персонифицированного учёта, то есть с 1. 01. 2003г.
Не соглашайтесь на заработную плату «в конверте», подумайте о своем настоящем и будущем
Управление по труду, занятости и социальной защите Лельчицкого райисполкома.