Перечитывая документальные сообщения о ходе бое­вых действий на территории мозырского Полесья в конце 1943-го и в первом полугодии 1944 года также воспоми­нания и свидетельства фронтовиков, партизан, под­польщиков и мирных жителей, еще раз убеждаешься в том, какие огромнейшие потери были понесены респуб­ликой при освобождении её городов и сёл от гитлеров­ских головорезов, сколько горя и страданий довелось пе­ренести белорусскому народу. Жестокие и кровопролит­ные бои велись буквально за каждую пядь нашей земли и тогда, когда было уже очевидно, что враг будет изгнан. Если горпосёлок Наровля был освобожден 30 ноября 1943 года, то города Мозырь и Калинковичи, до которых оста­валось не более 40-50 километров, — лишь 14 января 1944-го, Лельчицы — еще на 9 дней позже. Из ближайших райцентров Турова, Петрикова и Житковичей гитлеров­цы были изгнаны только в конце июня — почти через пол­года…

Первые девять бомб на Лель­чицы, по словам очевидцев, были сброшены с немецких са­молетов в понедельник 23 июня 1941 года. К счастью, они упали в поле около горпосёлка. Начался призыв военнообязанных. Из числа партийно-советского и комсомольского актива был соз­дан спецбатальон по борь­бе с диверсантами и вра­жескими парашютистами.

Первые девять бомб на Лель­чицы были сброшены в понедельник 23 июня 1941 года

К концу августа бывшая По­лесская область была окку­пирована, однако в Лельчицком районе по-прежне­му сохранялась Советская власть. Он все еще оста­вался тыловым и прифрон­товым, что позволило про­вести эвакуацию в тыл ма­териально-технических ценностей и имущества предприятий и колхозов.

Под командованием П. Т. Лишафаева охрану его границ вёл партизанский отряд в количестве 150 человек, укреплённый груп­пой военнослужащих и работни­ков Борисовского отделения НКВД. Народные мстители взорвали все мосты на дорогах и греблях, по которым могли прой­ти гитлеровцы, вылавливали ди­версантов и дезертиров, вели ак­тивную агитационную работу среди населения.

в конце лета 1941 года был отдан приказ провести карательную операцию «Припятские болота» и уничтожить все ранее не занятые населённые пункты

Обеспокоенный существова­нием свободной глубинки в По­лесье, Гимлер отдал в конце лета 1941 года приказ провести карательную операцию «Припятские болота» и уничтожить все ранее не занятые населённые пункты.

Поэтому уже в начале сентяб­ря была предпринята попытка по «зачистке» незанятых регионов. Так, со стороны Турова в Лель­чицы был направлен крупный ка­рательный отряд. Местные пар­тизаны успели предупредить со­седей, и те без промедления взо­рвали мост на гребле и сделали засаду. Бой продолжался до следующего утра. Силы были уже неравные, поскольку враг по­лучил подкрепление. Избегая по­терь, народные мстители органи­зованно ушли в леса между де­ревнями Данилевичи и Шугапеи.

4 сентября изверги согнали во двор НКВД и РДК около 800 человек еврейской национальности и расстреляли, а детей бросали в ямы живыми

Ворвавшись 4 сентября в горпосёлок изверги согнали во двор НКВД и РДК около 800 человек еврейской национальности (здесь были и семьи из Турова) и невдалеке их расстреливали, а детей бросали в ямы живыми. Фашисты осознавали, что за та­кое изуверство расправы не из­бежать, поэтому поспешно поки­нули райцентр.

Партизанский отряд вновь за­нял Лельчицы, здесь была вос­становлена Советская власть.

Фашисты с этим, конечно же, не смирились. Утром 22 сентяб­ря они с помощью украинских националистов предприняли атаку на первый взвод местного отряда в составе 50 человек, ох­ранявший деревню Боровое. Разведгруппа, ушедшая в на­правлении Милошевичей, по не­известным причинам не верну­лась. Через два часа начался бой. Силы были неравные, но мстителей неожиданно выручил Туровский партизанский отряд, который ночью расположился в другом конце деревни. Успела подъехать на машине и группа поддержки из Лельчиц. Под шквальным перекрестным огнем гитлеровцам ничего не остава­лось иного, как повернуть назад.

На следующий день они попы­тались захватить райцентр со стороны Мозыря, но возле де­ревни Злодин (ныне Краснобережье) партизаны успели взорвать два моста через Уборть. Тогда они пошли в обход — через Стодоличи. По решению командного состава народных мстителей за­саду для них решили сделать, за пять километров от горпосёлка. Бой продол­жался семь часов. Затем ударили вражеская ар­тиллерия и минометы, партизан­ские позиции стала бомбить авиация. Попав в окружение, ко­мандование отряда приняло ре­шение о выходе за линию фрон­та в составе мелких групп. Не­сколько из них остались в урочи­щах Михеево и Мята, в шугалейских лесах и в деревне Стодоличи, чтобы вести активную агита­ционную работу среди населе­ния. На этом, можно сказать, и закончился первый этап парти­занского движения в районе.

в начале 1942 года в Лельчицах была создана подпольная группа в со­ставе 50 человек

С первых дней оккупации фа­шисты стали насаждать в районе свои порядки. Уже в начале 1942 года в Лельчицах из числа пат­риотической молодёжи, которая до войны принимала участие в драматическом кружке, была создана подпольная группа в со­ставе 50 человек под руково­дством бывшего директора РДК Николая Кудина. Восстановив неисправный радиоприемник, Тимофей Хилько и Семён Колес­ник принимали сводки Совинформбюро и раскидывали их с помощью ракетницы во время пролётов авиации, чтобы снять подозрение с местных жителей. Из листовок они, например, узна­ли о разгроме немецких орд под Москвой.

в июне 1942 все члены группы были арестованы и после долгих пы­ток расстреляны

К сожалению, среди подполь­щиков оказались и провокаторы. В июне все члены группы были арестованы и после долгих пы­ток расстреляны.

В ноябре 1942-го по пути из Брянских лесов на правобереж­ную Украину отряды партизан­ского соединения С. А. Ковпака временно остановились в дерев­нях Буда-Софиевка, Заходы, Синицкое Поле и Крупка. 20-го числа они разгромили жандармерию в Буйновичах, а в ночь с 26 на 27 ноября перекрыли дороги к Лельчицам со стороны Мозыря, Туро­ва, Олевска и Стодоличей. Заня­ли большую часть райцентра. На центральной улице наступление. постепенно начало захлебывать­ся. Немцы стали подтягивать подкрепление со всего района и из Турова. Тем временем С. А. Ковпак принял решение ввести в бой артиллерию. Вскоре немец­кий гарнизон уничтожили. Было убито до 300 немцев и полицаев, в том числе гебитскомиссар, а из тюрьмы освобождено около 100 человек.

По дороге в смежный район Житомирской области ковпаковцы останавливались в деревнях Милошевичи и Приболовичи, 12 декабря в Глушковичах провели продолжительный бой с силами Олевского вражеского гарнизо­на, заставив их отступить. Со­брав большие силы СС и жан­дармерии, фашисты начали но­вое наступление на эту деревню. Бой продопжался весь день и це­лую ночь. Вместе с ковпаковцами его вели и партизаны Ельского отряда. Однако из-за недос­татка боеприпасов они были вы­нуждены уйти на север.

Лельчицкий отряд находился в состоянии формирования и не мог противостоять карателям, которые не могли простить на­родным мстителям столь ощути­мых потерь для своего восточно­го фронта. «Отыгрались» на бес­помощных мирных жителях.

В ноябре-декабре 1942 года карателями были расстреляны и сожже­ны 55 престарелых мужчин, женщин и детей в Милошевичах, 47 — в Приболовичах, 19 — в Боро­вом, 261 человек — в Тонеже, 290 — в Глушковичах, 200 — в Лельчицах. Жестокие расправы провели изверги почти во всех насепённых пунктах района и в следующем году. Кстати, на Де­реве жизни в мемориальном архитектурно-скульптурном ком­плексе в Хатыни в списке 433 возрожденных деревень Белару­си есть названия трёх местных — Мехача, Глушковичей и Тонежа.

К весне 1943-го после ликвида­ции оккупационных учреждений власти и их опорных пунктов (Мо­зырь — Овруч — Олевск — Ту­ров) под контролем белорусских и украинских партизан находи­лось 14 регионов с населением около 200 тысяч человек. Цен­тром этого партизанского края стал Лельчицкий район. Около деревни Марковское базирова­лось соединение под командова­нием А. Н. Сабурова.

28 апреля ЦК ВЛКСМ напра­вил в район оперативную группу для выпуска газеты, и проведе­ния агитационно-массовой ра­боты среди населения. Ночью военно-транспортный самолет с боеприпасами и оборудованием для походной типографии выле­тел с московского аэродрома. Во время посадки он загорелся, вместе с экипажем погибли за­меститель заведующего отде­лом агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ Иван Задорожный, сек­ретарь Житомирского обкома комсомола Александр Харито­нов, молодой писатель, коррес­пондент газеты «Комсомольская правда» Иван Меньшиков, пе­чатник Матрёна Топиха и радист Владимир Ощелков.

В марте и мае на территории Лельчицкого района высадилась организационная группа ЦК КП(б) Молда­вии, которая из местных жите­лей организовала три партизан­ских отряда. В июне на их базе было создано 1-е Молдавское соединение под командованием В. А. Андреева.

После взрыва моста на реке Птичь 17 мая в расположение А. М. Сабурова в Картыничах, при­был с группой словаков-антифашистов будущий Герой Совет­ского Союза Ян Налепко. Назав­тра в составе соединения был создан словацкий партизанский отряд под его командованием, который принимал участие в боях в районе Овруч — Ельск — Мозырь — Олевск.

По инициативе местных пат­риотов были сформированы пар­тизанские отряды им. М. И. Кали­нина, А. В. Суворова, И. В. Ста­лина и К. Е. Ворошилова, а также Симоничский. На основании при­каза штаба соединения Южно-припятской зоны в сентября они вошли в состав Лельчицкой пар­тизанской бригады.

На территории боевые дейст­вия временно вели партизанские формирования — 130-я Петриковская, 50-я Житковичская и 37-я Ельская бригады, Давид-Городокский и Туровский отряды.

Большинство своих рейдов со­единения украинских партизан С. А. Ковпака, А. М. Сабурова, А. Ф. Федорова, Е. И Мельника, С. Ф. Маликова и М. И. Наумова начи­нали на белорусской земле, а чаще всего с территории Лельчицкого района. Так, свой знаме­нитый Карпатский рейд ковпаковцы начали 12 июня 1943 года с Милошевичей.

Напуганное таким сосредото­чением «лесной» армии в бело­русско-украинском Полесье, не­мецкое командование в июне 1943-го собрало до 40 тысяч сол­дат и офицеров в Овруче, Олевске, Епьске, Мозыре, Петрикове и других населён­ных пунктах. 26 числа раз­горелись жестокие бои. Ситуация осложнялась тем, что часть отрядов ушла на задания в другие места. В тяжёлых блокад­ных условиях партизаны постоянно маневрирова­ли, нанося врагу неожи­данные удары. В резуль­тате до конца июля они смогли взять под контроль значительно большие тер­ритории.

В начале января 1944 года войска Белорусского фронта приступили к осуществлению Калинковичско-Мозырской опера­ции, во время которой была ос­вобождена и часть Лельчицкого района. 23-го января части 14-й гвардейской кавалерийской ди­визии 7-го гвардейского корпуса и 117-й стрелковый полк 23-й стрелковой дивизии вместе с партизанами Мозырской им. А. Невского и Лельчицкой бригад освободили и сами Лельчицы.

За годы войны были сожжены многие деревни района. Суровы­ми её дорогами в составе Крас­ной Армии прошли около 3 000 его уроженцев, более 2 600 отда­ли жизнь на независимость сво­ей Родины, в партизанских отря­дах и подполье погибли около 290 народных мстителей, извер­ги замучили, расстреляли и со­жгли свыше 2 000 мирных жите­лей, угнали в рабство 1 790 чело­век.

Домой вернулись лишь 447 фронтовиков и партизан. Коман­диру полка, участнику боев под Москвой и Сталинградом, в Кры­му, Прибалтике и Германии, уро­женцу деревни Синицкое Поле Михаилу Петровичу Сыдько в 1945 году было присвоено зва­ние Героя Советского Союза. Ор­ганизатору партизанского движе­ния в районе, легендарному раз­ведчику, писателю, автору доку­ментальных книг «Варшава в огне», «Рельсовая война в Полесье», «По заданию центра» и «Возвращение из ада» Ивану Андреевичу Колосу из Картыничей звание Героя Российской Феде­рации было присвоено в 1994-м.

Мужеству жителей Лельчицкого района много страниц посвятили в кни­гах своих воспоминаний про­славленные партизанские пол­ководцы, Герои Советского Сою­за С. Ковпак

Мужеству жителей района много страниц посвятили в кни­гах своих воспоминаний про­славленные партизанские пол­ководцы, Герои Советского Сою­за С. Ковпак («От Путивля до Карпат», «Из дневника партизан­ских походов»), А. Фёдоров («По­следняя зима» и «Подпольный обком действует»), А. Сабуров («За линией фронта», «Силы неисчислимые» и «Отвоеванная весна»), П. Вершигора («Люди с чистой совестью», «Карпатский рейд», «Рейд на Сан и Вислу» и «Дом родной»), а также И. Вет­ров («Братья по оружию») и М. Кожухарь («Народные мстители»).

Александр ЛИСИЦКИЙ, соб. корр. «Белорусской нивы», 2009 год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2

Добавить комментарий

Войти с помощью: