Мы продолжаем публиковать материалы о людях, проживающих на территории Дубровского сельского Совета, в рамках проекта «Сельская жизнь — в объективе «Светлага жыцця».

Председатель Совета Мария Чичко с воодушевлением рассказала нам о семье Астаповичей из аг. Дуброва: «Есть  у нас сельчане, на которых всегда можно положиться, которые поддержат словом и делом, поведут за собой, потому что их уважают и ценят. Среди них и Астаповичи. Они очень скромные, простые люди, хороших детей вырастили. А одна из дочерей, Надежда, — депутат сельского Совета, моя опора. Сколько у неё интересных задумок и планов по благоустройству деревни!

Астаповичи — настоящие труженики: всё, что имеют, нажили, как говорят в народе, своим мозолем. Всегда к ним прислушиваюсь, потому что мудрый совет тех, кто прожил жизнь, никогда не помешает. Астаповичи  регулярно ходят на сельские сходы, одними из первых взяли пустующий земельный участок и засеяли его. Николай Иванович всегда отстаивает правду, я называю его «борцом за справедливость». В позапрошлом году эта замечательная семейная пара отпраздновала золотую свадьбу. Чествование юбиляров проходило на празднике деревни. Всё было очень волнительно, трогательно. Такие семьи — эталон для подражания».

И вот мы уже в пути. Подъехали к светлому кирпичному дому, который выделялся среди остальных строений своей яркостью и оригинальностью раскраски. По всему было видно, что живут в нём аккуратные, рачительные хозяева, любящие во всём порядок. Они, как и полагается, сразу вышли нас встречать. Знакомимся: Николай Иванович и Елена Захаровна. Добродушная улыбка, искренний взгляд, чувство юмора, широта и открытость души  подкупили сразу, с первых минут общения. Устроившись поудобнее на диване, рядом с хозяйкой, повели задушевный разговор. Сразу заметила, что больше говорил Николай Иванович. А хозяйка только с теплотой поглядывала на мужа, время от времени улыбалась, иногда по-доброму журила своего хозяина.

Нелёгкая сиротская доля выпала обоим супругам. Однако именно трудности, жизненные испытания и формируют характер, закаляют волю, приучают рассчитывать на себя, на свои силы.

Елена Захаровна родом из Данилевичей, а Николай Иванович — местный: как говорится, где родился, там и пригодился.

лельчицкий район, Дуброва, семья, Астапович

— Семья у моих родителей была большая: 12 детей вырастили, я — последняя, — рассказывает Захаровна. — Родители работали в колхозе, имели большое хозяйство, как и все в деревне, обрабатывали «сотки», зарабатывали копейку в грибах-ягодах. И мы, дети, к труду приучены были с малых лет. Где родители что-то делали — там и мы рядом помогали, из леса не вылезали. Труднее стало, когда мама умерла. Ей тогда 50 лет было, а мне только 15 исполнилось…

Чтобы как-то отвлечь от воспоминаний, бередящих душу, спросила, где супруги познакомились.

лельчицкий район, Дуброва, семья, Астапович

— Да в Данилевичах, в нашем клубе. Николай пригласил меня на танец, потом два раза провёл — и предложение сделал. А в сваты с «ковенькой» пришёл: ногу тогда поломал. Но это преградой не стало! — улыбаясь, вспоминает Захаровна. — Всё моё приданое — шкаф да «скрыню» — привёз на машине по бездорожью. Свадьбу сыграли скромную, но весёлую. Всё своими руками наживали: помощи ждать было не от кого. Вместе прошли долгий путь, делим на двоих все заботы и невзгоды, радости и счастье.

Беседуя, узнала, что Елена Захаровна некоторое время трудилась в колхозе, работала на прополке льна, свёклы, проса, уборке зерновых, картофеля. Потом перешла в школу техничкой. Общий стаж женщины — 29 лет.

Тут к разговору присоединился Николай Иванович. Он всю жизнь посвятил сельскому хозяйству: в колхозе «Красный Октябрь» был шофёром, трактористом-машинистом, слесарем-наладчиком. Трудовой стаж его — 44 года.

лельчицкий район, Дуброва, семья, Астапович

Астаповичам в жизни никогда не было легко. Раньше всем тяжело приходилось, и достаток практически имели одинаковый. Только люди были добрее, отзывчивее,  старались помочь друг другу. А за добро человеку всегда воздаётся.

— У меня в руках была техника, поэтому кому-то дрова привозил, кому-то навоз, по весне вспахать помогал, а осенью — убрать урожай, — говорит мой собеседник. — Денег за работу не брал. Зато, если мне нужна была подмога, когда дом строил,— люди приходили и помогали, кто чем мог. Вот такая у нас была взаимопомощь и взаимовыручка.

Немного задумавшись, Николай Иванович продолжает:

— Родился  в Дуброве в 1941-м году. Всех нас у родителей семеро было, я — младший. Отца забрали на войну первым запасом. Он дошёл до Орла, но домой вернуться было не суждено: немецко-фашистские войска прорвали линию обороны, и отец в одном из кровопролитных боёв  был смертельно ранен. В 1944 году нам  пришла похоронка… Вскоре двое детей из нашей семьи — 8 и 12 лет — умерли от тифа. Все заботы легли на мамины плечи. Она была очень хорошим и душевным человеком — чуткая, жалостливая. Делилась с людьми последним, помогала, хотя мы и сами жили не в роскоши. Я окончил 5 классов, а в шестой не пошёл: не было за что тетради купить. Поэтому с 12 лет устроился в колхоз, заработал в те дни 140 трудодней. От зари до зари пахали землю быками, бывало, и по гектару разрабатывали под картофель. И голодный был — гнилую картошку ел, жёлуди, и босой, ходил в «постолах» (лаптях). Но нас ничто не сломило, а в душе сохранилась человечность. Никогда в жизни никого не обидел. Всегда помогал людям: душа разрывалась, если видел, что кто-то ещё беднее нас живёт. Вся жизнь прошла в труде. Возле «лавки» не стоял и вина не пил — не было времени. Зарплату нёс домой, детям.

лельчицкий район, Дуброва, семья, Астапович

Многолетний добросовестный труд Николая Астаповича отмечен нагрудным юбилейным значком Центрального Комитета ВЛКСМ «Молодому передовику производства», нагрудным знаком «Победитель соцсоревнования» (1978 год), медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

лельчицкий район, Дуброва, семья, Астапович

До сих пор сельчане обращаются к Ивановичу за помощью, что говорит о его мастерстве и профессионализме.

— Я самоучка, но могу провести мастер-класс по ремонту двигателей! Мои моторы до сих пор «живут»! Если кому делал — то на совесть. Правда, сейчас уже здоровье не то: 15 лет как на группе; курить бросил, спиртным никогда не злоупотреблял. Хочется ещё пожить, детям помочь. Мы с Захаровной и на внуков богатые: их у нас семеро — три мальчика и 4 девочки. Они радость всей нашей жизни, — дополняет Иванович.

Если дети состоялись и в жизни, и в профессии, то родителям приятно рассказать о них. Астаповичи гордятся своей достойной сменой: у них сын и три дочери, все уже семейные. Старший, Виктор, живёт в Пинске, работает на мясокомбинате. Веру судьба забросила в Россию, в Великие Луки, она трудится там в больнице. Люба обосновалась в Мозыре, работает в Козенках кассиром в столовой, а Надя — в Дубницком на ФАПе.

Семья — большой труд, и здесь многое зависит от того, как смогут супруги услышать друг друга и умом, и сердцем. Астаповичи за более чем пять десятилетий выучили друг друга «от и до» и понимают, что лучше пойти на компромисс, чем доказывать свою правоту.

— Без споров и разногласий не обходится — ровно и гладко ни у кого не бывает. Часто ведь всё начинается из-за мелочей: как говорится, слово за слово — вот и конфликт. Когда чувствовал, что виноват, просил прощения. Даже если не был виноват — всё равно просил, — делится секретами крепкой семьи Николай Иванович и с улыбкой добавляет: — А Захаровна моя  больше молчала…

Да, извечная женская мудрость и снисходительность! «Молчание — золото», — не зря гласит народная мудрость.  Елена Захаровна дополняет мужа:

— Что бы в семье ни было, никогда не нужно выносить сор из избы. Никто ведь не поможет!

— Слава Богу, дети хорошие — нам за них не стыдно. Помню, в доме ремонтные работы были в самом разгаре, а тут жена говорит о беременности, — с улыбкой продолжает Иванович. — Думаю: как же дальше жить будем? А родился ж не один ребенок — двойня! Так я нарадоваться не мог! И работа сделалась!

В повседневных делах и заботах живут Астаповичи. Это домовитые хозяева. На личном подворье у них кабан, козы, куры. Всегда по две коровы держали, но сейчас уже нет тех сил и здоровья, что в молодые годы. Раньше обрабатывали и засевали по полгектара. Да и в грибы-годы каждое утро ходили, пополняя семейный бюджет

— И малых детей брала с собой в лес, — уточняет Захаровна.

— Жена, бывало, за осень и по 16 мешков клюквы приносила! — дополняет Иванович. — Мы без работы не можем и теперь. Когда трудишься — как-то легче: кажется, и болезнь отступает, отвлекаешься.

Наверное, от земли-кормилицы люди силы черпают. Трудолюбивая женщина всегда находила время и для рукоделия. Дом украшен вышивкой, ткаными ручниками.

— Вышивать гладью сама научилась, — говорит Захаровна. — С класса седьмого взяла в руки иголку с ниткой. Правда, сейчас уже зрение подводит. Вся хата раньше была в вышивке, многое уже «на гору» (чердак) вынесли… И дочери вышивают, вяжут.

А на прощание Елена Захаровна дала такой наказ молодым:

— С людьми нужно в ладу жить, уметь прощать, быть терпимыми к их слабостям. Для меня все хорошие. Сколько раньше квартирантов жило у нас,  — всем нравилось, никто не жаловался.

Женщина и теперь всегда рада гостям. Узнав, что в доме побывают корреспонденты, Елена Захаровна к нашему приезду замесила тесто (а ведь праздник Пасхи уже прошёл!), испекла очень вкусные пироги, рулеты, пирожки с разными начинками и радушно нас попотчевала всей этой домашней выпечкой. Мы от души поблагодарили хозяев за такой тёплый приём и гостеприимство. Добрые, милые люди! Сколько в вас искренности и сердечности! Низкий поклон вам за вашу любовь к ближним и душевную щедрость.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: