На вопрос «Что вы умеете делать?» Александру Стасенко проще перечислить, что он не умеет делать.
Сложившийся стереотип о том, что кузнец — это непременно огромный мускулистый амбал, разбился при первой встрече с худощавым и жилистым Александром. Не понятно, откуда в нём такая недюжинная сила, чтобы ковать из твёрдого бесформенного металла мелкие декоративные детали. И тем не менее мужчина уже 15 лет занимается кузнечным делом.
Малая родина Александра — Краснобережье. После окончания местного училища он отслужил в армии, пару лет поработал в колбасном цеху в горпосёлке, а потом отправился на заработки в Москву. Именно там он впервые попал в кузницу, увидел, как создаются изделия из металла и понял, что это дело приходится ему по душе. Учителей у Александра не было, всё пришлось постигать самому, но его покорило то, какую красоту можно создавать своими руками. Как признаётся кузнец, прочитать о ремесле в книгах или в интернете недостаточно, от этого не приходят знания и навыки — дело надо пропустить через свои руки, тогда появляется какой-то опыт. Проработав 8 лет в России, Александр вернулся на малую родину в Краснобережье, но кузнечное ремесло не бросил: оборудовал кузницу, методом проб и ошибок освоил работу с металлом, деревом и камнем. Начинал когда-то с элементарных завитушек, а сегодня его не пугают ни мелкие филигранные работы, вроде цветов, ни такие масштабные, как въездные ворота.
— Прежде чем начать, я должен чётко видеть перед собой то, к чему собираюсь прийти. Но в процессе создания изделия мнение о конечном продукте меняется несколько раз, вносятся изменения, появляются новые идеи, — признался Александр.
Безусловно, для этого необходимо обладать художественными способностями, точным глазомером, умением видеть прекрасное. Да и не обойтись без усердия и физической силы.
Скромному и закрытому по характеру Александру тяжело самого себя хвалить, но он признаётся, что может выковать очень многое, причём из разного металла, например, из дамасской стали. Именно его авторству принадлежат аисты, которые украсили сквер в Лельчицах за детской библиотекой.
Как сапожник без сапог, так и у Александра дома практически нет готовой продукции. Тот факт, что его изделия не залёживаются в кладовке, говорит об их высоком качестве и востребованности.
Декоративные элементы, калитки и ворота, мангалы, скамейки — это далеко не полный перечень того, во что Александр превращает куски металла.
Конечно, люди могут приобрести сегодня изделия заводского, штампованного производства, но ручная работа — совсем другое дело. Александр рассказал, что однажды выполнял заказ на въездные ворота и воспользовался некоторыми заводскими деталями. Заказчик отказался от «неживого» продукта и был согласен заплатить вдвое больше, лишь бы каждая деталь была сделана вручную и «дышала» энергией мастера.
Сколько времени уходит на изделие? Например, одну розу можно делать целый день, поделился кузнец, а можно за один день заготовить только детали к нескольким розам, а на следующий день их все только собрать. За столько лет Александр уже выработал свою систему и профессиональные хитрости.
— Можно сделать идеальную с точки зрения техники розу, но она будет неживой, но если добавить маленькие насечки на лепестках, то цветок словно задышит, появится полнота и фактурность. Из букета металлических роз люди, как правило, выбирают именно такие, — поделился опытом Александр.
За границей приветствуется разделения труда: кто-то разбирается в электрике, кто-то занимается фермерством, кто-то ремеслом — словом, чем-то одним. Человек отбрасывает второстепенное, сосредотачивается на основном деле и именно в нём стремится достичь мастерства. Александр же убеждён, что настоящий мужчина должен уметь делать всё — от лаптей до космического корабля.
Кузнечным делом Александр не ограничился, и вот уже три года постигает науку выращивания огурцов в парнике. На двадцати пяти сотках у него девять тысяч корней. Мужчина признался, что пришлось узнать много нового: от особенностей выращивания до болезней и лекарств для растений.
— Проще всего найти работу с начальством, фиксированными обязанностями и зарплатой, гораздо сложнее начать что-то самому, — поделился Александр. — Здесь заработок не будет фиксированным, а станет зависимым от усилий и вложений. Не каждый с этим справляется.
Некоторые люди хотели бы заняться ремеслом, но их останавливает страх перед тем, что готовый идеальный результат будет не сразу. Совет от человека, который умеет всё делать сам, такой: если есть желание и интерес, надо начинать, развивать хобби и превращать его в своё дело, но если за интересом стоит бездушное желание заработать деньги, ничего не получится. Александру попадались ученики, которые схватывали всё на лету, потому что горели этим делом, но были и те, кто и за несколько месяцев не смогли освоить элементарные вещи, потому что были нацелены только на выгоду. Конечно, из-под молота новичка после первого удара не выйдет шедевр кузнечного дела, но если кузнечество приносит удовольствие, то количество ударов становится неважным.
Кузница и парник — это не самое важное, что есть в жизни Александра Стасенко. Сын Матвей, дочери София и Мария, жена Валентина — вот настоящее счастье кузнеца. Для них он построил огромную беседку возле выкопанного водоёма.
Любит Александр охоту и рыбалку и содержит пять охотничьих собак в вольере.
Но, возвращаясь к началу, стоит отметить, что кузнечное ремесло — дело затратное: и оборудование, и материалы требуют вложений. Хотелось бы, чтобы ремесленников поддерживали на местном и республиканском уровнях, ведь именно эти умельцы, которых единицы, не дают угаснуть народному, веками нажитому мастерству, в процессе которого оживает даже самый твёрдый металл.