Вступила я в дом Ольги Васильевны и обомлела — кругом всё связано-сшито-вышито: на столе, на диване и даже на полу яркие цветы, полосы и круги. Да и хозяйка в костюме, который сама сшила и украсила.

В отличие от Хотимы Петровны, вся ветвь Ольги Васильевны — местные, из Дзержинска.

У неё большая семья: 8 детей, 24 внука, 32 правнука и 5 пращуров. Они как-то с дочерью прикинули, что если соберётся вся семья на юбилей, так около ста человек съедется. Где ж это такой стол найти, чтобы всех усадить и угостить?

К разговору присоединилась младшая дочь Наталья, которая сегодня скрашивает жизнь своей матери. Именно она и рассказывала о материнском увлечении и гордо демонстрировала изделия, в то время как мастерица смущённо пожимала плечами, мол, нет в этом ничего особенного. Есть, определённо есть. Говорят, раньше только два человека по ночам не спали и стучали кроснами — Хотима Лукашевич и Ольга Лукашевич.

Ольга Васильевна из творческой семьи. Её родители, Елена и Василий, образовали художественный коллектив «Васильки» и часто ездили выступать.

Творческая жилка у Васильевны раскрылась в рукоделии. Она сама научилась и лён чистить, и нитки прясть, и на кроснах ткать, и вышивать, и вязать. На все руки мастерица!

У Ольги Васильевны непреодолимая тяга к вязанию, посетовала дочь Наталья. К восьмидесяти трём годам уже и глаза не те, и давление поднимается, и руки болят, но стоит дочери отвлечься, как мама достаёт вязание и начинает быстро-быстро, петелька за петелькой создавать новое изделие.

Наталья с гордостью продемонстрировала один из народных костюмов, которые сшила и украсила её мама.

— Если все шли в красных юбках, мама себе синюю шила, — улыбаясь, рассказала дочь. — Яркими цветами она вышивала и кофту, и рукава на ней, и даже нижнюю юбку.  Кстати, нижнюю юбку украшает кружевной край. Мама сама «карунки» (кружевную тесьму. — Прим. автора) плела, но не только на одежде, а и на постельном белье, рушниках.

— Раньше ж для замужества надо было целое приданое собрать, — включилась в беседу мастерица. — А у меня пять дочерей, некоторые уже по два раза замужем были. Для каждой из них я ткала «покут» — шторы, которые вешают в углу, скатерть на стол, рушник на икону, для хлеба, сватам, рушник, на который вдвоём ступают молодые, шторы в дом свекрови. Всё это надобно хранить потом всю жизнь.

Ольга Васильевна так любила рукодельничать, что не только своим детям приданое собирала, но и другим помогала. К ней часто местные обращались с просьбой сшить им национальный костюм.

— Когда они были помоложе, — вспоминает Наталья, — они наряжались в свои вышитые костюмы и шли на село, в церковь, например. Мама и сейчас бы с удовольствием села за шитьё, да только глаза подводят. У нас до сих пор кое-где лежат рулоны и куски неиспользованной ткани.  Где она бывала, отовсюду нитки и ткань везла.

Деньги зарабатывали в лесу на ягодах, которые потом везли в чемоданах в Киев. Оттуда Ольга Васильевна непременно привозила что-то новое для своего увлечения.

Наталья посетовала:

— Нельзя маме вязаные вещи дарить, кофты, жилетки да шарфы. У неё вскоре клубки новых ниток появляются.

Многие свои изделия Ольга Васильевна детям раздала, что-то дочь Наталья, работник сферы культуры, на работу отнесла, чтобы показывать на выставках. Работы Ольги Васильевны часто можно увидеть и на районных народных праздниках в Лельчицах.

Дочерей Ольга Васильевна тоже научила своему ремеслу, вот только времени нет на рукоделие, да и терпения, призналась дочь Наталья. Раньше и она начинала вышивать, но не заканчивала. Теперь бережно хранит материнские работы и с гордостью показывает их другим.

В тяжёлые времена Хотима и Ольга нашли для себя отдушину. За каждым стежком — бессонная ночь. О чём думали женщины, когда ткали полосатое полотно или вышивали зелёный листочек? О жизни. О непростой женской доле, о любимых детях и дорогих родителях. Рукоделие помогало привести мысли в порядок, успокоиться, прислушаться к себе, найти ответы на важные вопросы, а иногда и просто отвлечься от тяжёлых будней и погрузиться в умиротворение под гипнотические движения рук… И эти бессонные ночи подарили нам изделия рукотворного мастерства. Благодаря таким увлечённым труженицам, мы гордимся своими ремесленниками и мастерами, обрядами и традициями.

Есть у Ольги Васильевны подруга по рукоделию — Хотима Петровна. Обеих мастериц связывает любовь к ниткам и тканям, желание сделать этот мир ещё наряднее и краше. У них, как оказалось, много общего, и даже больше — окошки их домов смотрят друг на друга. Они делились между собой своими умениями, узорами и материалами, и даже в разговоре нет-нет, да и упомянут имена друг друга.

История нелёгкой судьбы Хотимы Лукашевич читайте далее:

Хотима-мастерица из Дзержинска

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: