Памятка потребителя. На что обратить внимание?

0
734

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом: «За ответственное потребление».

На что потребителю стоит обратить внимание, приобретая тот или иной товар, и куда обращаться, если он оказался некачественным, наше интервью с начальником отдела экономики райисполкома Николаем Рожковым.

Начальник отдела экономики районного исполнительного комитета Николай Рожков / Фото «СЖ»

— В чём суть такого понятия, как устойчивое потребление?

— Устойчивое потребление и производство направлено на то, чтобы делать больше и лучше меньшими средствами, наращивая выгоду от экономической деятельности за счёт сокращения объёма использования ресурсов, эффективного управления способами утилизации загрязняющих веществ, поощрения переработки и уменьшения отходов при одновременном повышении качества жизни.

Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства является одной из Целей устойчивого развития.

— Николай Васильевич, на что в первую очередь необходимо обратить внимание, приобретая товар?

— Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.), она должна быть полной и достоверной, на русском или белорусском языках.

Всегда берите чеки или иные документы, подтверждающие факт приобретения товара (работы, услуги). Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы, и предприниматели на рынках в том числе.

— Что делать, если товар некачественный?

— Если вы приобрели некачественный товар, то вправе потребовать по своему выбору замену товара на качественный, безвозмездный ремонт, уменьшение покупной цены, возврат денег.

Как правило, качественные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит. Это касается только тех товаров, которые не были в употреблении, сохранены их потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Есть перечень качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату. Например, нельзя вернуть бижутерию, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические товары и т. д. Не подлежат обмену и возврату качественные продовольственные товары.

— Как быть, если некачественно оказали услугу?

— Во-первых, внимательно читайте договор, когда приобретаете какую-либо услугу (работу). Многие условия об услуге не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон, например, сроки исполнения услуги, потребительские характеристики результата услуги. Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями договора.

При приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги) всегда просите продавца (исполнителя) предоставить документы, подтверждающие его наименование и право на занятие этой деятельностью. У лица, который непосредственно подписывает договор от имени продавца (исполнителя), также желательно попросить документы, подтверждающие полномочия, и проследить, чтобы сведения о нём были внесены в договор.

Когда вы принимаете работу или услугу (например, химчистка, парикмахерская, фото-услуги и т.д.) и в ней есть явные недостатки, необходимо сказать о них сразу.

Если работа выполнена некачественно, вы вправе потребовать по своему выбору безвозмездного устранения недостатков выполненной работы, соразмерного уменьшения установленной цены оказанной услуги, безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, если это возможно, возмещения понесённых вами расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также можете расторгнуть договор о выполнении работы и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Изначально вы можете потребовать от исполнителя исправить недостаток. И только если он этого не сделает либо сделает с нарушением оговоренных сроков, вы можете требовать возврата уплаченных денег и возмещения убытков.

— Расскажите об экспертизе.

— Указанные требования вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца (изготовителя, исполнителя). Но если недостаток произошёл по вашей вине — воспользоваться гарантиями закона вы не можете. Установить природу недостатка при возникновении спора поможет экспертиза, которая должна быть проведена независимыми специалистами,  имеющими разрешение на проведение такого рода исследований.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (исполнителем). Если в результате экспертизы качества товара, работы или услуги установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы лично или через своего представителя, оспорить заключение в судебном порядке, а также провести экспертизу за свой счёт.

— Посоветуйте, писать заявление, требовать жалобную книгу или звонить на «горячую» линию?

— Вы можете написать заявление, желательно в двух экземплярах. На вашем экземпляре принявший должен поставить дату принятия и расписаться. Вы также можете  оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена вам по первому требованию.

Потребитель вправе предъявлять претензии продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет — в течение гарантийного срока; к изготовителю — в течение срока службы товара, а если он не установлен — в течение 10 лет. Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен — в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы или трёх лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.

— Что делать, если исполнитель работу не переделал и деньги не вернул?

— Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки  продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация, исполнитель) не ответил или не удовлетворил ваше требование, обращайтесь в местные исполнительные и распорядительные органы по месту регистрации продавца (изготовителя, исполнителя), общественную организацию потребителей либо суд.

Евгения Ляховец.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: