Прошло 75 лет после Великой Отечественной войны. Остались считанные единицы очевидцев тех страшных событий, которые потрясли нашу землю. Сотни тысяч людей погибли в кровожадных тисках фашизма: мужчины и женщины, старики и дети. Все они хотели жить и могли принести стране славу или укрепить её своим трудом. Но их сердца перестали биться.
Мы помним о них. Их имена выбиты на гранитных плитах мемориалов и обелисков.
Беларусь трепетно относится к памяти предков. В каждой области, в каждом районе, да что уж говорить — в каждом населённом пункте есть памятник, к которому несколько раз в год опускаются живые цветы. Всего в нашей стране более девяти тысяч памятников, которые входят в военно-исторические маршруты.
Накануне Дня памяти жертв фашизма (13 сентября) мы предлагаем совершить небольшую экскурсию, которая не оставит вас равнодушным.
Если спросить у белоруса, какие памятники, установленные в нашей стране, он знает, тот в первую очередь назовёт мемориалы «Минск — город-герой», «Хатынь», «Курган славы», «Брестскую крепость» — самые масштабные по своей конструкции комплексы, которые являются одновременно гордостью и болью. Но мест, разделивших судьбу Хатыни, в Беларуси — сотни.

Мемориальный ансамбль в деревне Борки Кировского района хранит память о сожжённых в годы Великой Отечественной войны селениях Могилёвщины. 15 июня 1942 года фашисты сожгли жителей деревни и окрестных сёл — всего 1 800 человек… Спустя десятилетия здесь возведены Стена памяти и шесть плит с названиями уничтоженных поселений, колокола и часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Мемориальный комплекс в Сычково Бобруйского района посвящён солдатам и партизанам, которые в июне 1944-го участвовали в решающем этапе освободительной операции «Багратион». В «Бобруйском котле» была разгромлена 40-тысячная немецкая группировка армий «Центр». На 18-метровом постаменте возвышается скульптурная композиция двух солдат, а рядом — 6 стел с изваяниями погибших Героев Советского Союза: Ивана Орла, Николая Колодко, Александра Черныша, Михаила Селезнёва, Ивана Масловского и Николая Изюмова. В наше время мемориал дополнили Ворота Славы и 13 памятных досок в честь Героев Советского Союза, погибших при освобождении края.
Трагедии Докшицкого района Витебской области посвящён мемориал «Проклятие фашизму». Здесь в годы Великой Отечественной войны погибли более 20 тысяч человек, а 97 деревень были стёрты с лица Земли. В мемориальном комплексе «Хатынь» на кладбище 186 сожжённых вместе с жителями сёл одна из «могил» принадлежит Шуневке. Для 66 её жителей последний день настал 22 мая 1943-го: всех взрослых каратели заживо сожгли в сарае, а беззащитных детей бросили умирать в колодец. Памятью о жестоко отнятых юных жизнях стал «сруб колодца», внутри которого — «сломанный» воздушный змей из бронзы с выгравированными детскими именами. В центре мемориала — высокие «Ворота печали», где женщина-мать отчаянно возносит руки к небу. Над ней — три колокола, один из которых расколот и не звонит, как символ вечной памяти о погибших.
Впечатляющий комплекс создан на месте легендарного прорыва фашистской блокады партизанами Полоцко-Лепельской зоны — одной из крупнейших в оккупированной Беларуси. Настоящая партизанская республика с центром в Ушачах существовала с осени 1942 года, а весной 1944-го немцы бросили против 17 тысяч партизан 60 тысяч карателей, авиацию, танки, артиллерию. И всё же ночью с 4 на 5 мая партизаны разгромили врага, выведя из окружения 16 тысяч мирных жителей… В братской могиле «Прорыва» похоронены сотни воинов, ещё больше имён увековечены на плитах. Мемориал открывает бронзовая карта обороны, а далее дорога-стрела проходит между огромными глыбами, указывая направление главной атаки, где с автоматом в руках «бежит» бесстрашный воин. Рядом — 16 дубов, как символ стойкости 16 партизанских бригад. В мемориальный комплекс также входят «партизанская деревня» — череда землянок с утварью военных времён — и экспозиция армейской техники.
Мемориал «Яма» в Минске — трагическое напоминание о бесчеловечности нацистов, символ вечной боли и скорби. Во время Великой Отечественной войны в оккупированной белорусской столице было создано одно из крупнейших в Европе гетто для уничтожения евреев: к концу октября 1943-го здесь истребили более 100 тысяч человек. Среди многочисленных убийств и погромов в историю вошла кровавая бойня 2 марта 1942 года, когда фашисты расстреляли более 5 тысяч евреев, в том числе 200 сирот из детского дома вместе с воспитателями и медперсоналом… Тысячи тел людей, убитых в Минском гетто, сваливали в яму, где сейчас находится впечатляющий мемориал. В его центре — памятный обелиск из чёрного мрамора, установленный ещё в 1947 году, а к вымощенной вручную глубокой яме ведёт лестница-композиция «Последний путь»: 27 бронзовых фигур, словно безликие тени, спускаются, чтобы быть убитыми…
Около «Ямы» посажена аллея Праведников народов мира, где увековечены имена белорусов, которые под страхом смерти спасали людей еврейской национальности. Всего в годы войны на территории Беларуси существовало свыше 100 гетто, куда для ликвидации привозили евреев из Германии, Польши, Австрии и других стран.
Лагерь смерти в Озаричах просуществовал всего две недели, но за это время фашисты успели истребить не менее 20 тысяч человек. Сюда свозили больных сыпным тифом и другими инфекциями, которые могли быстро распространиться среди местных жителей и советских солдат. На территории Озаричской зоны смерти, объединявшей несколько мест, не было построек: женщин, детей и стариков держали под открытым небом, а подступы к лагерю были заминированы. Из этого ужаса освободители спасли свыше 30 тысяч пленников, среди которых больше половины — дети. В 1965 году был создан мемориал, объединяющий три белые стелы, на которых изображены узники и высечены имена.
В августе 1941 года на окраине Могилёва в предместье Луполово фашисты создали лагерь для советских военнопленных. Заключённых морили голодом, подвергали допросам и жестоким пыткам: ежедневно за колючей проволокой, через которую был пропущен электрический ток, умирали до 250 человек. Всего в лагере погибли около 80 тысяч военнопленных, и только имена 389 из них известны. В память о погибших на месте лагеря смерти в 1948 году появился первый памятник, а в 1984-м — в честь 40-летия освобождения Могилёва — был открыт мемориальный комплекс.
Судьба тысяч невинных людей оборвалась в годы Великой Отечественной войны. Имена многих растворились в истории, не оставив потомкам даже названия места, которое стало их последним пристанищем. Гранитные плиты, стелы и скульптуры, неживые и холодные изваяния напоминают нам, как хрупка жизнь, как ценен каждый миг и какой ценой дался белорусам мир.
Евгения Ляховец.