Захару 27 лет. Учился в суворовском училище, получил высшее образование, профессионально занимался спортом. А сегодня он член сообщества анонимных алкоголиков, в трезвости находится почти год. Молодой человек откровенно рассказал «Гомельскай праўдзе» о трудном детстве, страшных поступках и о том, что помогает оставаться трезвым. 

До вступления в сообщество Захар пытался бросить пить с помощью силы воли, но постоянно находился повод. Сейчас он почти год в трезвости.

Пил с бомжами

У меня с детства была очень сильная обида на родителей из-за того, что не получал любви и внимания, которые, считаю, должен был получать. Постоянно на чемоданах, меня отправляли то к бабушкам, то к дедушкам. Не знал, где мой дом, и всегда пытался втиснуться туда, где есть любовь. У отца были проблемы с законом, а мать первый раз в жизни увидел в семь лет. 

До совершеннолетия я периодически выпивал, но без последствий. В 17 лет переехал в Брест играть в команде по гандболу, параллельно учился заочно в БГУФК. Тогда и началось «взрослое» употребление. Появились провалы в памяти, потеря сознания, просыпался на улице, на лавочке. 

– При этом занимались спортом?

– Да. Приходил прямо после пьянок, здоровья хватало. Организм молодой, казалось, всё смогу. Стали давать штрафы, но это не пугало. После очередного случая тренеру надоело, и он выгнал меня из команды. Произошел переломный момент, я понял, что профукал свою карьеру. На этом фоне меня бросила девушка. Эмоционально был поломан и переехал обратно в Гомель. Постоянно менял работу, искал, где будет лучше. Как будто хотел спрятаться… Два года сильно пил. 

Не интересно было с теми, кто умел нормально употреблять. Мои люди – это когда до потери сознания, с приключениями. Мог и один среди ночи поехать в ночной клуб, к игровым автоматам. Бывали вспышки агрессии, но обычно боялся драк. Когда видел угрозу от кого-то, платил охранникам, чтобы они меня защитили. Был трусишкой, хотя никогда этого не показывал.

– Почему трусишкой? Может, просто не хотелось ввязываться в проблемы?

– Да, в сообществе помогли не стыдиться этого. Раньше без ста грамм нереально было признаться, что я такой. И вообще, трезвым не мог подойти к красивой девушке. Когда выпиваешь, становишься выше, увереннее, прыщи отпадают – то есть появляется всё, что нужно якобы настоящему мужчине, чтобы совершить поступок. Сейчас и без этого хорошо. И всё благодаря программе.

Жил на съемных квартирах. Однажды пришел пьяный, включил плиту и… меня уже будили пожарные. Я чуть не умер. Здоровый человек поймет сразу, что с ним что-то не то, а я через неделю уже организовал там блатхату. Меня с этой квартиры сразу выгнали. Когда жил на следующей съемной, доходило до того, что из подъезда меня забирали соседи. И так потихоньку опускался на дно. С бомжами пил – и это меня не пугало: ночь на дворе, кто видит? 

Ушел в армию, потом в Минске менял места работы. Когда увольнялся с очередной, потому что мешала бухать, мне предложили место в Гомеле (здесь тружусь до сих пор). И начались поиски выхода. Штудировал YouTube, фильмы, сериалы, нашел статью о человеке, который попал в сообщество и был уже почти десять лет в трезвости. Не обратил внимания на то, что он говорит, но что-то в подсознании осталось.

– Что стало последней каплей?

– Попытка суицида. Хотя я этого не хотел, да и мыслей таких никогда не было. Сестра с мужем выносили меня с кухни – я этого не помню, был пьян. После этого щелкнуло в голове, что надо что-то делать, искать помощь. Тогда находился в гостях, собирался домой, но вместо этого поехал на собрание анонимных алкоголиков. Мне было 25 лет.

До сообщества ходил к шаману, он мне вводил какие-то коды. В первую неделю шарахало от спиртного, боялся зайти в магазин, смотреть на прилавки. Трезвость в страхе – не для меня. Буквально через полтора месяца предложили пиво-нулевку. Через пять минут я уже пытался влить в себя всё, что можно.

Обращался к психотерапевту. Но целью было не бросить пить, а пожаловаться на жизнь, родителей, систему. Сказал, что у меня проблемы с алкоголем. Врач не занималась с алкоголиками, прописала таблетки подлечить печень, витамины. Через неделю я употреблял и эти таблетки, и алкоголь. Здравомыслия было ноль.

За три дня лишился всего

На первом собрании в сообществе анонимных алкоголиков вообще ничего не понял. Пришел – было стыдно и страшно, потому что там все сидели трезвые, а я был разбитый. Во второй раз ребята делились, как докатились до такой жизни и что у них происходит сегодня. Все их истории были разные, но суть одна: нормально потреблять не могу, когда пью – происходит беспредел. Говорили о попытках кодировки, обращениях к врачам, таблетках – ничего не помогало. А когда попали в сообщество, остаются трезвыми.

Я только слышал слова «программа», «шаги», «спонсорство». Спонсор – это трезвый алкоголик, который прошел программу и делится своим опытом. На третьем собрании подошел к одному парню и предложил быть моим спонсором. Сути не понимал на тот момент, просто спросил. Он согласился, мы начали работать, и каким-то чудесным образом в жизни всё стало налаживаться. Я не заметил, как уже месяц был трезвым. Энергия повалила как не в себя.

Я выполнял программу, но поставил выздоровление не на первое место. В приоритете была работа, ударился в трудоголизм, спал по 4–5 часов. Целью было заработать как можно больше денег, раз я уже не пью. Появились отношения.

Так всё прекрасно стало, что я забыл о выздоровлении абсолютно. Начал пропускать собрания, перестал выполнять рекомендации. И через четыре месяца снова начал пить. За три дня лишился всего, что у меня было, и вернулся к самому началу. Стал банкротом, потерял отношения, доверие работодателя и семьи. Позвонил спонсору, описал ситуацию. Думал, мне скажут всё, до свидания, ты здесь больше не нужен. Но люди не отвернулись, они прекрасно понимают, что никто от этого не застрахован. И я начал работать дальше.

Алкоголизм – это заболевание мышления и тела. С последним ничего не сделаешь: как только в организм попадает 50 граммов – жди беды. А вот с мышлением можно работать

Еще один важный аспект – это честность. Я не был честен перед человеком, который ведет меня по программе: не рассказывал, что у меня на душе проблема. Каждый день говорил: «У меня всё хорошо». Пытался всё решить сам – в итоге через три месяца опять начал пить и вернулся на самое дно.

– Поделитесь, с чем была связана проблема?

– С отношениями. Не должно быть иллюзии, что если пришел в сообщество, то сразу всё будет хорошо. Нет, проблем в жизни хватает. Но если выполнять программу на 100%, тогда выйдет толк. 

Чувство собственного достоинства

Когда один алкоголик сидит напротив другого и делится историей выздоровления – что-то происходит, и ты остаешься трезвым. По непонятной причине. За последний год я начал активно участвовать в работе сообщества, посещать реабилитационные центры, исправительные учреждения. Мировоззрение сильно меняется, когда понимаешь, что мог быть на месте этих людей. Мы никаких советов друг другу не даем, никого ничему не учим. Единственное условие для членства в сообществе – желание бросить пить. В остальном выбор за тобой. Мне спонсор дает задание и не заставляет его выполнять. Хочешь – делай, хочешь – нет. Это твоя жизнь.

– Какое задание, например?

– Первый шаг – признать, что ты бессилен перед алкоголем. Как бы ни пытался, но жизнью своей рулить не можешь вообще. До вступления в сообщество я пробовал бросить пить на кулаках, то есть на силе воли. Но в итоге постоянно находился повод. Приходил на работу пьяный, прогуливал, кого-то подставлял. 

Алкоголизм – это заболевание мышления и тела. С последним ничего не сделаешь: как только в организм попадает 50 граммов – жди беды. А вот с мышлением можно работать. И когда у тебя какие-то проблемы либо, наоборот, эйфория и хочется это отпраздновать, программа помогает не пойти в магазин и не взять бутылку.

Далее ты должен понять, что человеческими силами не справляешься. Ни родители, ни врачи, ни психологи на тебя не действуют.

– А что действует?

– Программа 12 шагов на духовной основе. Она не связана с религией. Верующий ты или атеист – не важно. Мы признаем свои ошибки, делимся друг с другом мыслями. При этом не сожалеем, не пытаемся уйти в жалость: я так поступил, я такой плохой… Нет. Не совершил бы этого по трезвости. Это болезнь. 

Люди замечают, что я меняюсь. Кто-то подчеркивает, что в хорошую сторону. Про плохую, бывает, говорит семья. Когда я сказал им, что хожу в анонимные, все обрадовались. Но если человек перестает употреблять, у него появляется чувство собственного достоинства. Раньше просыпался после запоя, возникали жалость к себе, вина перед семьей. Я старался быть хорошим, помогать, лишь бы на меня не кричали. А сейчас я трезвый и могу сказать «нет», «не хочу», и всё – люди теряют возможность манипулировать, им не за что зацепиться.

Многие бывшие собутыльники подстрекали на выпивку, хотя знали, что я в сообществе. Сегодня их в моей жизни нет, ничего общего с ними иметь не хочу.

Программа 12 шагов – это программа действий. Просто приходить на собрания – то же самое, что ходить в тренажерный зал и смотреть, как другие занимаются, а потом удивляться, почему у меня мышцы не растут. 12-й шаг – работать с другими людьми, нести весть алкоголикам. В сообществе у меня тоже есть подопечные – те, кого веду по программе. В Гомеле три группы, собрания проходят каждый день.

gp.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: