На Громницы зима с летом встречается

0
230

В народе Сретение считается встречей зимы и весны, отсюда поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние зимние морозы было принято называть «сретенскими».

Один из великих двунадесятых православных праздников — Сретение Господне, в деревне Новое Полесье Лельчицкого района отмечают старинным обрядом «Стрэчанне». По сей день сохранился уникальный, красивый обряд «Сретение», который проводится 15 февраля на рубеже весны и зимы. Его возродили около двадцати лет тому назад. С тех пор, каждый год, невзирая на погоду, здесь наряжают ёлку и с иконой Пресвятой Богородицы, с освящёнными в церкви «грамнічнымі» свечами в руках, крестным ходом идут к кресту, который установлен на перекрёстке в центре деревни.

В этом году мне посчастливилось побывать в Коростине (старое название деревни) и увидеть всё своими глазами. К празднику присоединились  председатель Лельчицкого районного Совета депутатов Татьяна Беспалая и председатель Ударнянского сельского Совета депутатов Надежда Фещенко.

На «Стрэчанне» в Новое Полесье всегда собирается много гостей из Лельчиц, соседних населённых пунктов, корреспонденты из Гомеля.

Обряд стал своеобразной визитной карточной не только Нового Полесья, но и культурным событием Лельчицкого района.

Деревня Новое Полесье  относится к малонаселённым, но горячие сердца её оставшихся жителей, их огромная любовь к малой родине не дадут угаснуть источнику, который через всю жизнь пронесли их предки.

Во время проведения обряда денёк выдался солнечный, ясный, и он способствовал хорошему настроению и общей радости. Как и полагается к приезду гостей здесь подготовились серьёзно: хозяева встретили всех горячим чаем, блинами, приготовленными заботливыми руками участниц ансамбля «Полесские напевы» и всеми жителями Нового Полесья. Возле клуба нас встретили местные женщины, которые были празднично одеты в вышитую своими руками одежду, а на голову они повязали яркие, красивые платки. Это самые активные участницы художественной самодеятельности, настоящие носители фольклора. В празднике всегда принимает участие молодёжь, ведь в деревне в основном остались жители преклонного возраста. Они и передают детям и подросткам нашу духовную сокровищницу, чтобы жили и передавались из поколения в поколение традиции и обряды белорусского народа. В этот день в обрядовых действиях принимали участие ученики Ударнянской средней школы и их педагоги.

Сначала заведующая Нополесским сельским клубом Мария Светова рассказала присутствующим о том, как раньше справляли обряд «Сретение» их матери и бабушки.

— Громницы всегда символизировали переход пор года от холодной и лютой зимы к жаркому лету. Все ждали тепла и солнца, хотели ускорить этот природный процесс. Несмотря на то, что февраль традиционно был самым холодным месяцем в году, наши предки говорили, что на Громницы зима с летом встречается. А значит, этот праздник уже можно считать весенним. Считалось, что именно в этот февральский холодный день может быть гроза с громом и молниями, которая даёт надежду на скорый приход весны. Особое внимание уделялось в этот день «грамнiчнай» свечке. С самого утра женщины шли в церковь и возвращались домой с освящёнными свечами. Каждая семья, начиная с нового года, запасалась воском от пчёл или выменивала его, но не покупала. Воск для свечей должен быть новым. За неделю до праздника в субботу всей семьёй изготавливали свечи больших размеров. Огонь такой свечи считался чудодейственным. «Грамнiчную» свечку не одалживали даже близким родственникам. Капли воска собирали и держали при себе как амулет. С этого дня начинали думать о весенних полевых работах. Хозяйки пекли обрядовое печенье. Мужчины начинали чинить и приводить в порядок хозяйственный инструмент, — рассказала Мария Владимировна.

Дети узнали также и о признаках, которые существовали в народе в этот день. Например, говорили: «если петух напьётся водички, то на Юрия вол наестся травицы». Считалось, если солнечная, тёплая погода на Сретение, то весна будет ранней и принесёт хороший урожай пшеницы. В былые времена верили, что «какая погода на Сретение — такой и весна будет», а снег на Сретение — к затяжной и дождливой весне.

Один из основных атрибутов обряда — ёлочка, украшенная самодельными цветами, символизирующая переход из одного года в следующий. Уважение к ёлке было настолько глубоким, что её не просто несли по деревне, а вручали девочке, которую садили на санки и вместе с песнями везли её по всей деревне на самое почётное место на перекрёстке дорог — к кресту.

В этом году также все участники праздника шествием по центральной улице деревни направились к кресту. Девочку везли на санках мальчики, она держала в руках украшенную разноцветными цветами елку. Во время шествия исполнялись обрядовые и весенние песни в исполнении народного фольклорного коллектива «Полесские напевы» филиала «Новополесского сельского клуба» государственного учреждения «Лельчицкий районный центр культуры и народного творчества». Женщины во время исполнения обрядовых песен-веснянок в руках держали освящённые свечи. Первой шла женщина с иконой — иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская». Это ритуальное шествие имеет глубокий символический смысл, оно было направлено на то, чтобы защитить не только деревню, но и каждую семью, каждое подворье и каждого человека от всякого скопления, от нечистой силы. На перекрестке дорог все остановились. И молодёжь, и взрослые женщины вместе водили хороводы, пели веснянки и танцевали под гармошку. Потом по традиции ёлку закрепили на самом почётном месте — на кресте, загадали самые заветные желания. Участники праздника читали молитвы и просьбы на щедрый урожай, хорошее здоровье, на долгий век каждому жителю. С песней «Благослови, Боже» все возвращались к сельскому клубу. Люди верят, что во время исполнения этой песни небеса открываются и на людей уходит Божье благословение.

Хормейстер фольклорного коллектива «Палескія напевы» Нина Полын рассказала о том, как раньше справляли обряд  «Сретение»:

— Этот зимний праздник имеет глубокие корни, ещё наши предки считали его особенным. Они рассказывали, что, когда они были ещё подросточками, убирали ёлку, потом на забор залезали, выше к солнышку, и там пели веснянки. За это их угощали киселём, блинами, кашей. Всегда ходили с иконой вокруг села. Считалось, что это защитит людей от молний, града, от всяких неприятностей и плохих сил. Потом всегда украшали ёлку, чтобы она была не зелёной, тёмной, скучной, а отделанной цветами — это символизировало возрождение природы весной, расцвет земли-кормилицы. Парни всегда возили на санках девушек или молодых женщин в знак благодарности за веснянки. Из них выбирали трудолюбивых, красивых, положительных. А в конце гулянки укрепляли на крест ёлочку. У огня пели, устраивали игры, веселились, пробовали угощения. Когда женщины приходили из церкви, то каждая обходила со свечою дом, потом — подворье, сарай. Эта свеча находилась возле иконы, люди верили в её мощь. Когда гром гремел, то зажигали свечу, молились, чтобы ничего не загорелось во дворе от молнии. Всегда молились к стречанской свече перед тем, как выезжали в поле засевать. Рождался ребёнок — тоже молились к свече, просили здоровья роженице и младенцу.

После совершения обряда ещё долго горел костёр, на котором участники жарили сало, угощались блинами. Ребятишки играли в игры, все гости танцевали, водили хороводы. Можно было спеть любую песню и задорные частушки.

После окончания обряда каждый из его участников понёс домой веру в более счастливую долю, упование на улучшение благосостояния, надежду на то, что род будет длиться счастливо. Пусть оно так и будет. Сельчане верят, что исполнение обряда принесёт хороший урожай, счастье в дома и убережёт от напастей.

Анна ЮШКЕВИЧ.
Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: