Каждый год мы вспоминаем 26 апреля с содроганием в сердце. Весь мир оказался под угрозой радиоактивного заражения, но именно эти люди, которых называют ликвидаторами, смогли не допустить мировой трагедии.

Предлагаем вам  интервью с женщиной-ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Она рассказала, как её направили в Чернобыльскую зону, где приходилось работать.

Мария Грудницкая родилась в агрогородке Тонеж в 1950 году, окончила 10 классов местной школы, в 1969 году поступила в Речицкий сельскохозяйственный техникум. С 1974 года стала работать зоотехником в местном сельхозпредприятии «Труд».

— Как Вы стали участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС?

— О трагедии все узнали быстро, но просто на тот момент масштаб произошедшего не понимали так, как сейчас. Знали, что эвакуируют людей, естественно, нужно было эвакуировать и  животных с заражённых  зон. Принудительно меня никто не отправлял в зону. На тот момент, руководитель предприятия, в котором я работала, Адам Чечко предложил мне ехать за скотом и я согласилась, многие не хотели, боялись ехать в неизвестность. Мама моя была против этой поездки, очень волновалась, так как на момент аварии я была уже замужем и имела троих  детей — дочек  Светлану, Татьяну и сына Анатолия. Сотни тысяч людей помогали устранять последствия аварии на Чернобыльской АЭС — снимали и захоронивали верхний слой земли, пилили деревья, возводили саркофаг, проверяли уровень заражения воды и почвы. В основном это были мужчины. Но в зоне поражения были и женщины, которые лечили, кормили и обстирывали ликвидаторов — порой по 12 часов в день, без выходных и врачебных проверок.

Все старались остановить разрушающую силу невидимой угрозы. Долг службы, риск для жизни, страх перед неизвестным. Все аргументы и принципы сходятся в одном: иначе поступить просто не могли.

— Сколько Вы пробыли в зоне?

— Уехала в Припять я вместе с коллегой Григорием Грудницким. Пробыли в десятикилометровой зоне мы трое суток. Несмотря на ситуацию, все, кого мы тогда видели, старались держаться бодро.

В первую очередь нагрузка легла на плечи спасателей-пожарных. Они выезжали в опасные зоны, чтобы потушить возгорание, спасти жизни других и минимизировать вред. Масштабы катастрофы на ЧАЭС невозможно приуменьшить, как и мужество тех, кто с риском для здоровья и жизни защищал население от ядерного смерча.

Что Вам приходилось делать на месте аварии?

— Вывозили скот на советских седельных тягачах под названием «Колхида». Вывозили животных также из частного сектора. Я не боялась находиться на заражённой территории, всё воспринималось как должное. Главное в этот момент нужно было поддерживать морально людей, любая помощь для них была важна.

— Как сложилась жизнь после возвращения?

— Сегодня могу сказать, что жизнь сложилась хорошо. После возвращения продолжила работать зоотехником в том же предприятии на малой родине, а перед выходом на заслуженный отдых ещё на протяжении 20 лет трудилась начальником почтового отделения связи.

 Мария Андреевна удостоена заслуженной медали за участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС «Участник ЧАЭС».

Невидимая опасность в один момент перевернула судьбы десятков тысяч семей. Пожар на Чернобыльской АЭС превратил мирный атом в неуправляемую силу. Под угрозой оказались здоровье и жизни взрослых и малышей, жителей райцентров и малых сёл, не говоря об ущербе природе. Время идёт, всё меняется. Но ликвидаторы всегда будут помнить эту страшную дату. Дай Бог, чтобы Чернобыль никогда больше не повторился.

Анна ЮШКЕВИЧ.
Фото из семейного архива.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: